Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Григориос Гавалидис: «Непривлекательную, банальную архитектуру уже не продашь»
Основатели GaFaArchitects: Григориос Гавалидис и Антон Тафийчук
Лауреат международных премий в области архитектуры, архитектор Григориос Гавалидис, основатель московского бюро «GaFa Architects» рассказал BERLOGOS о проблемах и особенностях современного московского планирования, о футурологии, и о том, что такое архитектурное качество.
˗˗˗ Вы представляете одно из успешных молодых бюро Москвы, которое так или иначе влияет на облик города. Давайте обсудим проблемы московских спальных районов: их жители работают и отдыхают в центре столицы, получается, что в экономическом и культурном контексте спальные районы не самодостаточны. А это свидетельствует о том, что хорошая архитектура там появляется редко. Как исправить ситуацию? Есть перспективы в решении данной проблемы?
˗˗˗ Формирование крупных городов с ярко выраженной централизованной системой распределения деловой, общественной и жилой зон ведут к удручающим последствиям, как для качества жизни людей, так и для окружающей среды. Для обеспечения потребности в передвижениях из спальных районов в деловые и общественные центры приходится сооружать сложнейшие транспортные коммуникации, которые смогут «проглотить» этот объём ежедневно передвигающихся единиц (человек или автомобиль) из точки «А» в точку «Б» и обратно. Как результат – постоянно накапливающаяся усталостьрабочего населения, большая концентрация продуктов «жизнедеятельности» транспорта и огромные площади, занимаемые транспортными сетями и узлами. В течение всего развития урбанистической философии главной задачей создателя пространства для жизни человека было формирование небольших образований с пешей доступностью и до мест отдыха, и до мест общественного обслуживания, а также до мест приложения труда. Такие образования должны быть сосредоточены вокруг более крупных центров, но всё же оставаться самодостаточной единицей расселения. Однако в крупных городах такая система сильно деградировала за последние 40 лет, уже в существующей исторически сложившейся застройке сформировалось понятие «спальных районов». То есть, мы уже рассматриваем не самодостаточное образование, а в целом присваиваем району единственную функцию. Такие образования с монофункциями удлиняют транспортную доступность и качество жизни населения, «спящего» или «работающего» на их территории. Современный подход к формированию или реконструкции жилого микрорайона подразумевает создание полноценной самодостаточной среды, обеспечивающей разнообразие мест приложения труда, мест отдыха и мест общественного обслуживания.
Правильным решением для обеспечения таких функций является формирование прогулочных зон вдоль жилых домов, первые высокие этажи которых полностью отведены под общественные нужды. Такие общественные «рассечки» с большой высотой этажа делают визуально недоступными приватные окна жилых комнат, однако не требуют территориального удаления жилья от общественной зоны района или зоны отдыха. Также, возможность непосредственной близости жилья и мест приложения труда обеспечивается путём исключения доступа личного транспорта и посторонних лиц в дворовое пространство жилого дома. Тут решается вопрос эксплуатации благоустройства и безопасности жильцов. Важным аспектом при формировании таких районов является обеспечение группы жилых домов местом отдыха и занятий спортом. Вдоль прогулочных зон, которые образуют непрерывную «зелёную» сеть бульваров, прокладываются беговые маршруты, велодорожки, а также формируется дружественная среда для маломобильных граждан, что облегчает жизнь родителям с маленькими детьми. Конечно, доступность больших деловых и общественных центров для таких микрорайонов всегда будет актуальна, однако, поток ежедневно перемещающегося работающего населения можно снизить за счёт трудоустройства в «своём» микрорайоне. Да и выйти погулять в выходной день или заняться спортом можно тут же, не требуется пользоваться транспортом. Нужно просто выйти из дома.
˗˗˗ Какие ещё проблемы и особенности современного московского планирования Вы успели заметить с позиций собственного профессионального опыта?
˗˗˗ Планирование в современном городе ˗˗ это многогранная задача, которая, в свою очередь, заключается в широком круге взаимоувязанных факторов. Основные проблемы возникают, когда для создания комфортной среды требуются серьёзные ограничения в плотности и высотности застройки, но, к сожалению, не всегда такой подход удовлетворяет «экономику» проекта, и в итоге только самые «жадные» метры видят реализацию…
Апартотель Айсберг. Фотография макета
Апартотель Айсберг. Внутренний двор. Разрез
Апартотель Айсберг
Апартотель Айсберг. Вид со стороны соседних домов
˗˗˗ Поговорим немного о футорологии. Насколько архитектор должен быть предсказателем, чувствовать будущее?
˗˗˗ Профессионал в любой области должен смотреть далеко вперёд, архитектор не исключение. Цитируя Фрэнка Ллойда Райта: «Архитектор должен быть пророком в истинном смысле этого слова, если человек не может видеть по крайней мере на десять лет вперёд – не стоит называть его архитектором». Лучший способ для этого – постоянно «сканировать пространство», интересоваться новостями не только в сугубо профессиональной области, но также и глобальными проблемами, экономикой, социологией, политикой, финансами; тенденциями в здравоохранении, экологии, информатике, технологиях и т.д. «Объёмная» картина мира позволяет предугадывать, предсказывать – может быть, не отдельные события, но тенденции. И зачастую инновации приходят не из сугубо «местной» тематики, а из смежных или даже далёких областей. Кто предвидит изменения и совершает предупреждающие действия, тот всегда на коне.
Екатеринбург. Благоустройство площадей города. Общий вид на проектируемый участок
Екатеринбург. Благоустройство площадей города. Зимний вид на площадь у Дворца молодёжи
Екатеринбург. Благоустройство площадей города. Площадь Коммунаров. Вид со стороны Дворца молодёжи
Екатеринбург. Благоустройство площадей города. Фонтан в Парке
˗˗˗ Расскажите о проекте «Непал». Какая его основная цель?
Раз мы заговорили о проектах, пожалуйста, расскажите немного о наработках в области параметрического моделирования для проекта метро «Рижская» и проекте «Культурный центр» в городе Бамиан?
˗˗˗ Проект в Непале был одним из самых важных конкурсов 2015 года для нас. Так как я лично увлекаюсь альпинизмом, то каждый раз, когда мы с друзьями штурмуем вершину, хочется знать, что вечер можно будет провести в комфортной хижине, даже если она располагается на высоте 3 000 метров над уровнем моря. К тому же, мы хотели создать настолько привлекательный и запоминающий образ, чтобы он стал символом и целью для альпинистов, находящихся у подножия. Условно говоря, чтобы наша «Хижина» стала некой «Эйфелевой башней» для альпинистов, где каждый хотел бы сделать фотографию и запечатлеть своё присутствие рядом. Местная достопримечательность и цель!
«Непал». Эскиз
«Непал». Главный фасад
«Непал». Общий вид
По инженерному оснащению она не уступает самой современной гостинице и несёт в себе полную автономность. Её формообразование напоминает индийское или непальское «намасте» ˗˗ приветствие.
«Непал». Разрезы
«Непал». Боковой фасад
«Непал». Общий вид
Параметрический дизайн ˗˗ это интересная область, которая в своё время казалась нам очень привлекательной для дальнейшего развития, и мы много экспериментировали. В дальнейшем оказалось, что российский рынок и сам заказчик ещё не готовы к таким технологиям, а с точки зрения реализации, такие проекты сталкивались с множеством проблем, в первую очередь – с реакцией на неоправданную дороговизну.
Концепция культурного центра республики Афганистан «Бамиан»
Элементконструкции. Концепция по благоустройству территории у выхода из станции метро «Рижская»
Концепция по благоустройству территории у выхода из станции метро «Рижская»
˗˗˗ И последний вопрос — на Ваш взгляд, что такое архитектурное качество, и есть ли прогресс в данной области?
˗˗˗ Архитектурное качество – широчайшее понятие и путеводная звезда для многих архитектурных и строительных компаний. Как его понимаем мы? Прежде всего, как эстетическую задачу, визуальную составляющую архитектурного продукта – пропорции, цвет, материалы. Это вечные понятия и инструменты архитектурной деятельности. Архитектура должна быть гармоничной, тектоничной и образной. Объект должен быть продуман со всех сторон – функциональной, конструктивной, инженерной, экономической. В каждой работе должно появляться что-то новое, какой-нибудь прорыв, преодоление себя. Прежде всего, архитектурное качество – это продукт неравнодушия людей, занятых девелопментом, архитектурным проектированием и строительством; ответственность перед городом, перед «потребителями архитектуры».
За последние пару десятилетий архитектурное качество значительно выросло: самый важный скачок оно совершило в минувшие лет пять, в разгар последствий уже предпоследнего масштабного экономического кризиса 2008-2009 годов. Главный редактор журнала «Проект Россия» Барт Голдхорн писал, что теперь, когда большие шальные деньги закончились, увеличится конкуренция за потребителя между игроками архитектурно-строительного рынка и резко возрастёт качество архитектуры. Так оно и получилось (образец идеального предсказания будущего, между прочим!).
Лет десять-пятнадцать назад массовый застройщик не особенно обращал внимание на внешний вид своих микрорайонов, теперь этим озабочены абсолютно все. Непривлекательную, банальную архитектуру уже не продашь – неважно, речь идёт о центре или о спальных районах. Огромное внимание уделяется внешнему виду, фасадам, благоустройству, с тщательностью и вниманием к мелочам, о которых раньше нельзя было и мечтать.
Комментарии