Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
FAS(t): «Для нас Архитектура не входит в сферу услуг»
Александр Рябский и Ксения Харитонова – сооснователи архитектурной группы FAS(t) – о полноценном процессе создания от идеи до воплощения.
– Расскажите о вашем проекте, с чего все начиналось?
Александр Рябский:
– С конкурсов, которые мы делали вместе. Каждый где-то работал во время учебы и сразу после института. В какой-то момент появились небольшие заказы. Они стали требовать все больше нашего внимания и времени.
Ксения Харитонова:
–Подвернулась удачная возможность обосноваться в небольшом помещении своей первой мастерской, что мы, не раздумывая, и сделали.
– Бытует мнение, что архитекторы – люди, которым нравится работать над проектами в одиночку, что вы об этом думаете? Почему вы решили начать совместную работу? Как давно работаете вместе?
Ксения Харитонова:
– Принято считать, что «герой всегда один». Но практика показывает – архитектурой невозможно заниматься в одиночку. Полноценный процесс ее создания от идеи до воплощения требует сообщников и союзников.
Александр Рябский:
–Для нас в первую очередь это высокопрофессиональная работа, формирующая определенное мировоззрение и образ жизни, в какой-то степени можно считать это религиозностью.
– Как часто вы принимаете участие в конкурсах и тендерах? Какие видите плюсы и минусы такого формата реализации проектов?
Ксения Харитонова:
– Мы постоянно в поиске интересных тем. Современные международные конкурсы позволяют выбрать и поработать с разным архитектурным материалом. Конкурс должен быть открыт для участия всех желающих. В ином случае – это выбор заказчика, который должен быть объявлен, а не замаскирован под конкурс.
Александр Рябский:
– Вообще формат конкурса, более того даже выигранный конкурс, как правило, не предполагает реализацию замысла.
Конкурсное предложение «Концепция станции метро Новопеределкино», Москва
– Каким образом организована работа над реализацией новых идей? Вы придерживаетесь какого-либо конкретного архитектурного стиля? Возможно, у вашей команды есть своя философия, в чем она заключается?
Ксения Харитонова:
– Стили – это формальность. Их придумали искусствоведы и историки архитектуры. Для нас есть история, мысль, материал и форма. Это всегда эксперимент, это всегда непредсказуемо. Мы оперируем такими понятиями как подход, метод, здравый смысл и, конечно же, эстетика-красота, если хотите. Мы не боимся этого слова.
Вилла Z, Московская область
– Вдохновение – творческий порыв на создание нового, расскажите, что вас вдохновляет на архитектурные решения, где вы его черпаете? Зависит ли это от ситуации, либо существует универсальный «источник»?
Александр Рябский:
– Архитектура – это отражение и воплощение субъективного восприятия, которое основано на собственных впечатлениях, тактильной памяти и личном опыте переживания различных пространств. Эти нематериальные представления играют значительную роль в нашей работе, из них формируются характер и атмосфера проекта. Именно благодаря им архитектура является частью художественной культуры и неразрывно с ней связана.
Проект «Сталь Нестоячая» для фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние 2011», Калужская область
– Что вы думаете по поводу практичности архитектурных сооружений? Что на ваш взгляд является приоритетным: внешний вид или функциональность? Или есть альтернативный подход?
Ксения Харитонова:
– Архитектура – это абсолют. Она не может быть ни коммерческой, ни социальной историей. Для нас Архитектура не входит в сферу услуг, она не обслуживает общество, так как она бескомпромиссна. Академический Витрувианский рецепт «польза-прочность-красота» никто не отменял.
Торгово-офисный центр, Московская область
– Каким образом преображался ваш подход с получением опыта? Возможно, существуют особо запомнившиеся моменты, ставшие переломными в вашей карьере?
Александр Рябский:
– Безусловно, архитектурная практика способствует оттачиванию ремесла. Решения становятся более взвешенными и обдуманными, при этом художественные замыслы – более амбициозными. Это происходит с каждым проектом, этот процесс непрерывен.
Летний павильон в Нескучном саду, Москва
– Как на ваш взгляд изменилась архитектура с начала вашей карьеры по сегодняшний день? Какие, по вашему мнению, тенденции будут актуальны в будущем?
Александр Рябский:
– В начале XX века возникла идея многофункциональности сооружения, которая остается самой актуальной и формирующей архитектурный ландшафт современности. На эту тему существует множество высказываний на разных архитектурных языках, в зависимости от моды – если глобально.
Ксения Харитонова:
– На ближайшую перспективу можно выделить две яркие тенденции. Первая наиболее объемная – коммерческая застройка на основе уже созданных или создающихся глобальных технологий, распространенных по всему миру, делающих все здания в той или иной степени похожими друг на друга. Вторая – архитектура, прообразами которой являются локальные традиции места, создаваемая из локальных материалов с изобретением новых или восстановлением прежних технологий, основанных на единичном уникальном производстве, что нам ближе.
Проект павильона с функцией проката велосипедов и кафе, Москва
Проект реконструкции 4-х этажного промышленного здания, построенного в 80-х годах XX века на территории промышленной зоны, заложенной в конце XIX, Москва
– Оказали ли влияние на ваше творчество архитекторы западных школ, а так же технологические решения? Расскажите, кто является вашим идейным вдохновителем?
Александр Рябский:
– Есть архитекторы и мастерские, работы которых привлекают наше внимание. Даже больше, на какое-то время они становятся нашими ориентирами. Однако идейное вдохновение мы черпаем в другом. Это, как уже говорили, и субъективные переживания, воспоминания. Его можно найти в том, как падает свет в узкой средневековой улочке, в поросших мхом камнях, в пыльной грунтовой дороге посреди поля в жаркий день, в покосившихся седых досках старого дома, под куполом пантеона рано утром. Это внезапный радостный и неуправляемый процесс.
– Каким образом осуществляется взаимодействие с заказчиком в части проектирования? Какое влияние на финальный вариант проекта оказывается с его стороны? Как вы действуете в случае, если ваше мнение кардинально расходится с видением заказчика?
Ксения Харитонова:
– Знаете, как выбирают щенят: бери того, который смотрит на тебя. Если серьезно, то должны сложиться особые доверительные отношения, построенные на взаимном уважении, скрепленные желанием достижения общей цели. Для этого многое должно совпасть. Каждый проект и его реализация – это часть жизни, которую мы проживаем вместе с клиентом, и только общее дело может сделать этот союз плодотворным.
– Расскажите, над чем вы работаете сейчас?
Александр Рябский:
– Мы работаем над проектами различных назначений и масштабов. Это концепции развития территорий, многоквартирные жилые дома, общественные городские пространства и сооружения, а так же частные резиденции.
Жилой дом, Суздалев, Московская область
– Возможно, вас посещали мысли об абсолютно новых введениях в проектировании, желание своеобразного «поворота на 180 градусов»? С какими параметрами вы хотели бы поэкспериментировать, добавить цвета, изменить пропорции, возможно, что-то еще?
Александр Рябский:
– Зависит от задачи. Решения появляются не по указке, не диктуются догмой, а рождаются органически. Даже когда в начале работы мы делаем акцент на какой-либо определенной составляющей, в процессе возникает вопрос, уместно ли это. Все должно происходить естественно: и революция, если все к этому подошло, и эволюция, не надо этому препятствовать. Это такой процесс преображений: то увеличивается, то сжимается, становится то компактным, то растекается, то возникают новые идеи, то возвращаешься к первому замыслу. В результате и получается убедительное, осмысленное, отрисованное решение. Если все понятно с самого начала, если решения все знакомы – это проектирование по шаблону, это скучно, это не про нас.
Комментарии