Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Эстель Ортега Васкес: «Если вы сможете сделать свой проект на бумажной салфетке в баре, и ваш друг поймет – ваш проект работает»
Сооснователь Cubus Taller d’Arquitectura (Барселона, Испания), выпускница ETSAB, преподаватель UIC Barcelona.
– Вы создаёте жилые, офисные и многофункциональные комплексы, поп-ап пространства, выставки. Могут ли некоторые находки мигрировать из одной сферы в другую?
– Конечно! Прежде всего, это вопрос отношения. То есть, наш способ работы – главный стержень, формирующий стратегию проекта, сильные идеи, которые позволяют ему развиваться; это что-то способное адаптироваться к любой архитектуре – временной или постоянной.
Но также есть некоторые решения, которые кочуют из одного проекта в другой. В особенности, например, моя одержимость пустотами и промежутками между пространствами. Вы не сможете найти прямого копирования, но, очевидно, что контанимирование между проектами происходит.
Проект A'Bodega
– Одно из направлений Вашей деятельности – преподавание. Каким важным, фундаментальным навыкам, принципам, методам Вы обучайте студентов?
– Студента первого курса сближение с такой странной дисциплиной как архитектура может озадачивать. Поэтому вы можете попробовать помочь ему надеть новые очки, чтобы увидеть всё новыми глазами, по-новому. Другое дело – научить быть синтетическим, чтобы быть в состоянии объяснить свои мысли и идеи с помощью очень схематических набросков, которые я называю «рисунком на салфетке». Если вы сможете сделать свой проект на бумажной салфетке в баре, и ваш друг поймет – ваш проект работает.
– Вы также занимаетесь музеологией и исследованиями. Какие исследования Вы проводите? Как это влияет на создание выставочных пространств? Почему интерес к этой сфере возник?
– В начале моей профессиональной карьеры сложившиеся с академической средой отношения подвели меня к тщательным исследованиям, в результате которых меня очень заинтересовала архитектура, ценность которой содержится в пустоте вещей, особенно, в творениях Элисон и Питера Смитсонов, Альдо Ван Эйка. Этот интерес, конечно же, был перенесён в наши проекты, потому что гораздо больше архитектуры – в незастроенных пространствах.
С музеологией всё тоже произошло само собой, когда мы начали работать на выставках, иногда просто проектируя пространства, иногда, будучи кураторами. Этот опыт – от дизайна до содержания – позволяет связать понятийное с физическим и наоборот, что делает проект более целостным. И такое солидарное отношение более уважительно и по отношению к куратору.
– У Вас были проекты в Шанхае и Лиссабоне, меняющие традиционный привычный стиль работы. Что конкретно пришлось изменить?
– Вы должны быть открытыми, и, что важнее, развивать способность работать в команде, и, причём, всё время в новых командах. Доверие и работа создают достаточные условия для управления проектом в любом месте по всему миру.
Конечно, есть проекты, перед которыми вы должны сделать предварительное исследование и общаться с местными агентами, чтобы опять же работать в команде, но быть способным развивать решения в согласии со специфическими местными и культурными реалиями. Примером может служить наш новый проект в Ганне в сотрудничестве с NGO. Для этого опыт исследования и был целью!
– Глобализация и новые технологии позволяют строить в любой точке Земного шара и открывают новые возможности. Как Вы думаете, имеет ли это негативные последствия? Как глобализация отражается на местном рынке архитектуры и дизайна?
– Очевидно, что положительного гораздо больше, чем отрицательного. Хотя, если мне нужно пожаловаться, то я должна сказать, что иногда решения принимаются немного быстрее, чем они должны. Но самый основной ущерб – слепое доверие технологиям, отчего, опять же, страдает работа в команде…
Но, как я сказала, позитивного больше. Например, сейчас я – молодая мама, и, к счастью, технологии позволяют мне работать между Швецией, Лиссабоном и Барселоной без больших издержек!
Другое дело, я не очень уверена, хорошо это или плохо, когда глобализация позволяет всем постичь культуру любой части мира, неравномерно соотнося местные и народные традиции. Надеюсь, это служит для сохранения, а не для разрушения…
Проект для расселения мигрантов
Комментарии