Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
6 ноября 2015 г.

Елена Малахатка: «В Швеции нет понятия «имя дизайнера»»

Один из создателей проекта Scandika, посвященного интерьеру и дизайну Скандинавии. К «северной» тематике Елена пришла не просто так: отучившись в российском университете, она отправилась продолжать свое обучение в Стокгольм. Там она с головой погрузилась в шведскую культуру и влюбилась в скандинавский дизайн интерьера. Мы поговорили с Леной о том, почему скандинавский стиль и минимализм становятся все более популярными и актуальными во всем мире, а также о взаимосвязи психологии человека и его предпочтений в дизайне.

– Елена, расскажи, как образовался проект Scandika?

– Скажу, что никто из нас (Анна Федосеева, один из создателей проекта – прим. ред.) и не думал заниматься бизнесом. Но все всегда случается неожиданно. Как-то раз я захотела обновить интерьер своего дома. После окончания Российского государственного университета нефти и газа я два года жила и училась в Швеции. Там я получила степень магистра в Стокгольмском королевском университете и влюбилась в скандинавский дизайн интерьера. Меня восхищает его лаконичная и функциональная красота. При этом долгие поиски чего-то похожего на то, что мне нравится, ни к чему не привели. На тот момент Аня получала второе высшее образование, закончила российский МВА и думала над дипломным проектом, для реализации которого требовалось написание бизнес-плана. Тут мне и пришла в голову идея, которая в одночасье решала все наши задачи и в перспективе могла стать полноценным бизнесом.

– Почему для тебя основополагающим направлением в дизайне является минимализм? Считаешь ли ты это направление модным, «трендовым» сейчас? И почему оно так популярно?

– Я стараюсь избегать таких понятий, как «модный» или «трендовый», потому что они слишком абстрактные и, скорее, запутывают людей, нежели помогают человеку выстроить внутренний диалог на тему «что же мне действительно нужно». Минимализм в дизайне помогает людям окружить себя нужными и важными вещами. Минимализм – это, в первую очередь, решение определенных задач в функциональной плоскости. Если вы сейчас встанете в центр своей комнаты и пробежитесь взглядом по всем предметам, которые вас окружают, то, скорее всего, часть из них окажется абсолютно ненужной и бессмысленной. Просто задайте себе несколько вопросов: «Как эта вещь помогает мне каждый день?», «Делает ли она мое настроение лучше?», «Удобна ли она в использовании?»... и так далее. Минимализм – это образ мысли и стиль жизни, который можно охарактеризовать как «ничего лишнего».

– Скандинавская простота и лаконичность или японский минимализм? Можно ли сравнивать эти понятия? И в чем их основное различие?

– Их не просто можно, их нужно сравнивать. У обоих стилей – скандинавского и японского минимализма – один корень, одно происхождение. Как у Швеции, так и у Японии в основе мышления находятся: во-первых, островная ментальность и врожденное чувство изолированности, причем очень комфортной, так как они окружены водой, но рядом есть большой сосед. У Швеции это Германия, Франция, Англия; у Японии – Корея, Китай. Во-вторых, у обоих народов существует очень тесная связь человека с природой. В обеих странах к природе относятся с уважением и почтением. Есть такая поговорка: «Русский мужик ходит в церковь, швед ходит в лес». У шведов присутствует некий природный спиритуализм, он закладывается еще с детства, то же самое и у японцев. И шведы, и японцы очень много времени проводят в парках и на природе. Там они отдыхают от суеты и просто созерцают красоту окружающего мира. Это, несомненно, нашло свое отражение в дизайне и в формировании понятия «внешний комфорт», который связан с природой.

– Уют: возможен ли он в рамках минимализма?

– Конечно, возможен. Но только тогда, когда к этому приходишь осознанно. Если оставить бетонные стены, поставить только необходимую мебель, добавить немного эстетической красоты через фрагменты камня, дерева и стекла и привести в такой интерьер человека, который жил в условном «барокко», то, скорее всего, ему будет некомфортно в этом пространстве. Если же человек сознательно пришел к отсутствию лишнего шума и мусора в своей голове, то это лишь вопрос времени, когда он придет к тому же во внешнем мире. Закон внутреннего и внешнего равновесия работает и по сей день. В проекте SCANDIKA моим бизнес-партнером является Анна Федосеева – она психолог по образованию. Мы проводили целое исследование на тему «взаимосвязи психологического портрета клиента и его предпочтения в дизайне». По тому, что нравится клиенту, Аня могла многое сказать о человеке. Это очень интересно.

– Расскажи об очевидных и неочевидных особенностях скандинавского стиля и дизайна. Чем они обусловлены? Как выстраивается цветовая гамма, как подбираются материалы?

– Более 75% времени скандинавы проводят в помещении (из-за климатических условий) и, конечно же, сказывается стремление «продлить природу» в интерьер. В этом видят свою главную задачу дизайнеры. Все, что можно встретить в парке, в лесу, на берегу реки или моря – все это и есть первичный прототип для дизайнера. Поэтому предпочтение отдается дереву, стеклу, камню, шерсти, меху. Из цветовой гаммы выделяют, конечно же, белый цвет, пастельные тона зеленого, коричневого и синего. В принтах присутствует много флористических мотивов.

– Каковы самые необычные дизайнерские решения, с которыми ты сталкивалась?

– Необычным и нестандартным считаю то, что делают ребята из FORM US WITH LOVE (дизайн-студия в Стокгольме – прим.ред.). Причем их необычность заключается, как правило, чисто в технических аспектах, и меня, как инженера, это всегда очень вдохновляет. Если говорить о форме, то это мой любимый японский архитектор Тадао Андо. Он мой главный учитель в направлении «минимализм».
Если же говорить о личном опыте, то каждый проект для меня по-своему необычный.

– В процессе работы с дизайном интерьеров, у тебя наверняка стали появляться собственные дизайнерские решения. Можешь рассказать о каких-либо личных открытиях?

– Конечно, появлялись. Именно поэтому мы переходим от дистрибьюции к собственному производству и своим коллекциям. Наверное, нашим главным открытием стало то, что по-настоящему функционального дизайна мало или же он очень дорогой. Хочется, чтобы было больше качественных решений на единицу продукции. Я лично постоянно, так скажем, «доделываю» мебель, которую покупаю. То крючка не хватает, то специального паза для чего-либо. Сейчас я занимаюсь разработкой нескольких прототипов мебели типа «трансформер». Посмотрим, что получится.

 – Посещаешь ли ты специализированные выставки? Что отмечаешь для себя там в первую очередь? Чем отличается «европейский» взгляд от отечественного на инновации и нестандартные решения в дизайне?

– Посещаю по возможности, но мне проще отслеживать все тенденции дизайна, непосредственно общаясь с рабочими группами, которые сегодня создают дизайн для завтра. Я не могу сказать, что взгляд наших дизайнеров чем-то отличается от европейских, он просто другой. У европейских дизайнеров проблемы, которые они решают, лежат в одной системе координат, у нас – в другой. У них общество в целом ориентировано на инновации и качественный уровень жизни, у нас многим это просто не надо.

– Можешь назвать имена отдельных дизайнеров, чьи решения ты находишь интересными?

– В Швеции нет понятия «имя дизайнера». Над каждым объектом обычно трудится рабочая группа. Мне нравится то, что делают ребята из проекта HEM, Ferm living и, конечно же, BOLIA. Они работают на балансе «красота – функциональность» и очень достойно справляются с теми задачами, которые ставят перед собой. Так, например, дизайнеры из HEM стараются создавать мебель, которую всегда можно собрать в компактный формат и легко спрятать. Например, гостевые стулья. А BOLIA выпустили чудесную коллекцию рабочих стенок, которые собираются в красивые деревянные стойки. В общем, ребята помогают жителям мегаполисов с ограниченной квадратурой помещения оптимизировать пространства. И это, действительно, круто.

BOLIA 

– Насколько мне известно, ты также имеешь отношение к проекту Startup Woman и этой осенью вы проводили тур по Стокгольму, где знакомили его участников с разными шведскими стартапами, в том числе в области дизайна.

– Да, я выступала в качестве координатора поездки по теме «дизайн и инновации». Мы познакомили участников тура с молодым и успешным бюро FORM US WITH LOVE. Это один из тех проектов, где люди стремятся создавать дизайн будущего и применять его в жизни. Мы провели встречу с основателями бюро, где они рассказали про креатив и рождение идей, о процессе утверждения чертежей и макетов новой мебели, а также о самом производстве.

В Швеции, действительно, ценится уникальный подход к различным дизайнерским решениям, и сделать что-то уникальное на этом рынке – не самая легкая задача. Но FORM US WITH LOVE – это отличный пример того, как ребята здорово справляются с поставленными задачами. У них за спиной уже есть сотрудничество с такими компаниями, как IKEA, HEM, Muuto. И это далеко не предел! 

Текст: Антонова Юлия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта