Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
7 декабря 2016 г.

Доминик Кулон: «Я не очень верю в архитекторов, специализирующихся на чём-то одном»

Французский архитектор, основатель бюро Dominique Coulon Associės – о цвете в архитектуре, признании, требованиях времени и общества.

- Доминик, большинство Ваших проектов яркие и цветные: красные, розовые, зелёные. Чем обусловлено использование таких чистых цветов в архитектуре? Имеет ли это какую-то дополнительную смысловую или функциональную нагрузку?

- Цвет в наших проектах может служить различным целям. Он помогает зданиям растворяться в пейзаже. Например, мы чувствовали, что стоящий вдалеке от деревни дом престарелых в Орбеке слишком громоздкий. Для того чтобы визуально уменьшить его воздействие, мы разделили здание на несколько объёмов и использовали доминирующий в сельском пейзаже зелёный цвет. Белый цвет нижних этажей и выступов, как нам представляется, приподнимает объёмы в воздух, придавая определённую невесомость. Здание становится почти незаметным.

Фото:  Eugeni Pons

 Меньший по размеру дом престарелых в Маттенкуре также исчезает в окрестностях, сохраняя природный ландшафт. Золотой цвет подчёркивает горизонтальную направленность постройки, которая появляется из-за небольшого холма и гармонирует с зелёными лугами. Архитектура здесь раскрывается на контрасте.

Фото:  Eugeni Pons

 В городских условиях цвет позволяет установить контраст с соседними, часто жилыми, зданиями. В общеобразовательных учреждениях в Курнёв и Коломбе красочная детская площадка спроектирована как автономное пространство, находящееся в гармонии с небом. Яркие цвета преобразуют площадку, расширяя её и утверждая в качестве места введения в учебный процесс.

Образовательный комплекс «Симоне Вейль» в Коломбе, Франция. Фото:  Eugeni Pons

 Когда цвет используется внутри зданий, он выполняет весьма различные функции. Он является частью автономной системы, которая иногда противоречит «чтению» пространства. Этот дополнительный слой, отдельный от геометрии, является для нас способом предложить другое, изменённое и более сложное восприятие. Необычные пластические отношения, которые складываются, оживляют пространство.

В школе в Курнёв детская площадка – «сердце» объекта. Внутреннее центральное положение этого пространства усилено и акцентировано тёплым оранжевым цветом. Используемые нами оранжевый и белый цвета тонко меняются в зависимости от света. 

Фото:  Eugeni Pons

- В основном Вы создаёте социальные и культурные объекты. Почему выбор пал именно на них?  

- Я увлечён строительством общественных зданий. Я нахожу проектирование объектов, которые будут иметь несколько жизней и несколько пользователей, более интересным и перспективным для себя. Я считаю любопытной идею о множественных использованиях, которые могут быть развиты или изменены. Это включает в себя постановку вопросов – нечто постоянное и существенное в архитектуре. Я прекрасно осознаю, как мне повезло работать над зданиями такого типа. Это выбор, который приносит мне огромное удовольствие.

Мне также интересно работать и над другими программами. Я считаю, что чаще  результат получается лучше, когда работаешь над качественно новыми объектами. Подход, возможно, немного наивный, но зачастую, с точки зрения архитектуры, это действительно так. Рем Колхас говорит, что архитекторы порой лучше работают за пределами своей привычной сферы деятельности. Я не очень верю в архитекторов, специализирующихся на чём-то одном.

- Архитектура должна реагировать на требования времени, потребности общества. С этой точки зрения, каковы наиболее насущные потребности французского общества сегодня? Например, можно заметить, что в  течение последних 5-7 лет в Европе активно строятся дома престарелых.

- Французское общество нуждается в домах престарелых, но оно также испытывает потребность в яслях и культурных центрах. Ясли означают, что люди могут иметь детей без необходимости прекращать работу. Дети во Франции принимаются в такие учреждения с трёх месяцев. Это хорошо и для семей, и для сохранения по-прежнему высокого роста рождаемости во Франции и динамичного общества.

Детский сад и ясли в Бюле, Франция. Фото: David Romero-Uzeda

 Во Франции много пожилых людей, и они должны иметь достойное жильё. Программы такого типа наиболее трудные, но и ими нужно заниматься, так как пожилые люди не меньше нуждаются в красивой обстановке. Мода касается больше объектов культуры, а эти программы просто очень важны.

- На Ваш взгляд, должна ли архитектура предвидеть будущие потребности общества? Видите ли Вы какие-либо новые типы зданий, которые позволят решить текущие или будущие социальные проблемы?

- Для того чтобы предвидеть будущие потребности общества, нам необходимо разработать менее специфические и более многоцелевые здания, а также объекты, способные к трансформации. Дома по уходу часто проектируются с большими пролётами и толстыми плитами, что выходит немного дороже, но это необходимо для дальнейшего разделения. Это означает, что сооружение сможет в будущем легко развиваться, и я считаю, что это более устойчивый подход.  

- Консерватория музыки, танца и драматических искусств им. Анри Дютийё в Бельфоре, Франция, построенная в 2015 году, получила награду IconicAward в 2016 году. По Вашему мнению, что является настоящим признанием: профессиональное, когда проект удостаивается наград, или человеческое, когда люди используют объект, наслаждаясь его эстетикой и функционалом?

- Что действительно важно, так это способность здания долгосрочно выполнять свои обязательства – его использование имеет определяющее значение. Но вообще, архитектура должна превосходить такие вопросы и идти гораздо дальше. Больше ценен вопрос «есть ли смысл?». И, возможно, именно он позволяет понять, почему награда тоже может быть важна. Архитектурная премия может представлять собой маркер; это способ продвижения архитектуры. А я думаю, это ей необходимо. Архитектура является одним из основных видов искусства, и здание должно делать больше, чем просто выполнять своё предназначение – оно должно отражать дух своего времени.

Познакомиться с проектами бюро Доминика Кулона можно здесь

247
Текст: Виана де Баррос Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

10 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта