Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Дмитрий Давыдов: «Нужно понимать, что так, как вы – никто никогда не сделает»
Дважды лауреат премии «Лучшие дизайнеры и интерьеры» журнала «Собака.ru», Основатель студии DAVYDOV DESIGN (Россия, Санкт-Петербург).
– Дмитрий, спасибо, что уделили время, давайте начнём с традиционного вопроса: чем обусловлен выбор Вашей профессии? В семье Давыдовых были архитекторы?
– Знаете, в моей семье не было людей, относящихся к этой сфере деятельности. Не обязательно продолжать «семейное дело», можно просто быть первым в той или иной области. Важно, чтобы человеку хотелось быть частью чего-то главного.
– Один из самых интересных Ваших проектов – «Большой бар», расскажите, пожалуйста, о его особенностях?
– Это бывшая Каретная, кстати. Это общественное пространство, в форме арки. Видите, здесь стоят гранитные отбойники, подозреваю, что эту арку в 90-х годах приватизировал собственник, здесь были пышечные, магазины. Большая жизнь у этого места была до нас. А сейчас такой бар.
– Часто Вы берётесь за проекты предприятий общественного питания и развлекательного формата? Чем это обусловлено?
– Это обусловлено тем, что мне интереснее общественные пространства. Вопрос времени – мой предпочтительный фактор. Не хочется заниматься долгосрочными проектами. Пока есть свежий взгляд, силы и идеи, их нужно реализовывать. Если бы мне предложили сделать дизайн «Большого бара» сейчас, я бы создал совершенно другой дизайн. И это нормально. Подобно художнику, я пересматриваю со временем свои проекты.
– Очевидно, что Вы работаете с частным сектором, а способны ли увлечь Вас государственные заказы?
– Может быть, при условии, что на реализацию государственного заказа не потребуется много времени. В таком случае, я бы сделал какую-нибудь улицу.
– В Ваших проектах уделено особое внимание системе освещения, расскажите об этом подробней?
– На мой взгляд, свет в дизайне – это самое главное. Я думаю, что девяносто процентов дизайна осуществляется за счёт освещения. В «Большом баре» несколько режимов: есть дневное освещение и вечернее. Собственно, две группы по свету.
Проект «Зеркало с лампочками»
– Глаза человека способны «говорить». Зрение – главный канал человеческого восприятия, именно через него информация попадает в мозг. Но в чём истина интерпретации, как её не исказить? Как правильно донести до человека изначальный замысел архитектора?
– Рассмотрим вопрос на примере ресторана. Всегда в проекте существует какая-то определённая задача. Поэтому мне нравится заниматься архитектурой как частных пространств, так и общественных. Организация пространства квартиры не менее интересная и важная, но она подразумевает индивидуальный подход. Потому что все люди сумасшедшие немножко. А мне нравится бизнес. Когда ты делаешь бизнес-проект, будь то офис или ресторан, сталкиваешься с обозначенными, конкретными задачами, которые нужно решать. Такие задачи несут в себепредельную ясность. Когда попадается такой проект, исказить его истинный смысл сложно.
Апартаменты на ул. Чайковского, 44
Апартаменты на Фонтанке, 24
– Как Вы считаете, вкус архитектора это врождённый или приобретённый фактор?
– Люди, посвятившие свою жизнь архитектуре и дизайну, изначально обладают вкусом, который корректируется образованием и опытом. Образование – важная составляющая, особенно в архитектуре. При этом я получил высшее образование, но, ни разу никому не показывал диплом. Никогда. Никто не просил.
– Делитесь ли Вы опытом с другими архитекторами? Или предпочитаете сохранять профессиональные секреты?
– Безусловно, опытом я делюсь. Никаких секретов. Нужно понимать, что так, как вы – никто никогда не сделает. Поэтому не нужно что-то таить.
– Как к Вам приходят идеи?
– Честно, во сне. Иногда приходится долго о чём-то думать, потому что решения нет. Самый правильный совет в таком случае – предаться сну. С утра и приходят светлые идеи.
– Что Вы испытываете при завершении проекта?
– Счастье.
– Всегда ли реализуется изначальная задумка проекта или выливается во что-то новое, как эксперимент?
– Это процесс и творчество, тесно переплетённые между собой. В любом проекте нет гарантии, что всё произойдёт так, как вы задумали. И это хорошо. Мне это даже нравится. Потому что это – процесс. Архитектура и дизайн – это, прежде всего, процесс. Он намного любопытнее и интереснее результата. Я никогда не знаю, что будет в конце. Всегда предполагается некий образ, некая философия проекта, идеи, которым следуешь, но, в итоге, может получиться совершенно другая история.
Проект Goose Goose
– Дмитрий, Вы много путешествуете. Составляете ли список архитектурных объектов, которые любопытно было бы посетить?
– Нет, я люблю появиться, где совершенно не планировал. Люблю спонтанность.
– Какие потребности у обывателя Петербурга в дизайне?
– Если честно, я очень переживаю из-за того, что в России нет дизайна как такого.Меня это очень сильно беспокоит. Дизайн наших детских садиков, школ, наша таможня. Когда вы едете в Финляндию, например, то замечаете очень сильную разницу между Финской и Российской таможнями. Корень этой проблемы – в общем образовании. Исключительно. Я думаю, что этот вопрос решит только время, лет через 20–40.
Понимаете, например, в Хельсинки, в Эстонии не принято приглашать дизайнера заниматься своей квартирой. Это считается дурным тоном. Потому что там дизайнеры строят дома, а европейская домохозяйкаспособна продумать интерьер своего жилища самостоятельно. И это нормально, потому что европейская культура другая. Уровень культуры на Западе на порядок выше. Европейцы увлечены квартирным вопросом, они смотрят телепередачи, регулярно покупают журналы об архитектуре и дизайне. Они могут сами себе организовать личное пространство. Для этого не нужен дизайнер. И правильно. А у нас этого явления нет. У нас почему-то для квартир в шестьдесят квадратных метров требуется дизайнер. Почему вы сами не можете это сделать, никто не знает. Конечно, есть характерные внешние факторы. Например, разница в доходах между развитыми и развивающимися странами. Получается, что корень проблемы достаточно глубокий. Можно копать и копать.
Проект Sconce
– Поделитесь спойлером с нашими читателями о будущем проекте?
– Скоро мне предстоит рабочая поездка в Екатеринбург, буду заниматься дизайном ресторана. Заказчики сейчас определяются с территориальным расположением будущего заведения, планируется что-то наподобие паста-бара. Полагаю, это будет лёгко, вкусно, красиво, доступно и по-итальянски.
– Что можете посоветовать начинающему архитектору?
– Вдохновляться. Любить свою профессию. Это главный секрет: любить то, что ты делаешь.
Комментарии