Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
29 августа 2017 г.

«АрхиБум»: «На наш взгляд, российский архитектор ничем не хуже европейского, американского или азиатского»

Один из основателей мастерской «АрхиБум», кандидат архитектуры, доцент кафедры «Архитектура» САДИ СГТУ им. Гагарина Ю.А., член ВООПИК Василий Коннов рассказал BERLOGOS о BIM-технологиях, городской среде Саратова и о влиянии культурной принадлежности на архитектуру.

— Василий, для начала давайте определимся с термином «урбанистика». Бюро «АрхиБум» существует с 2006 года, когда Вы начинали, ведь не было в профессиональных кругах популярности этого термина? Как Вы к нему пришли?

— Урбанистика – это наука о городах, поэтому зародилась она с их появлением.  Они, как организм или система, были интересны ещё древним мыслителям, таким как Платон и Аристотель. Особое внимание к системе и закономерностям развития городов уделяется с середины ХХ века, когда городское население резко увеличилось. Мы же свой путь к урбанистике начали более 10 лет назад, когда ещё в студенческие годы проводили комплексное исследование закономерностей развития города в рамках теории городов будущего. В дальнейшем мы презентовали свои исследования в архитектурных ВУЗах Пензы, Москвы и Нижнего Новгорода, издали пособие по развитию градостроительной прогностики, разработали обобщающую модель города будущего «Три стихии».

Концепция застройки побережья Черного моря «Три Стихии»

— Можно ли назвать работу с общественными пространствами в России урбанистикой?

— Лишь в определённой степени и с очень ограниченным количеством общественных пространств. Большая доля работы с общественными пространствами в России, к сожалению, – всего лишь благоустройство, и не более того.  Можно говорить об урбанистике как таковой на примерах комплексного подхода к работе с общественными пространствами, где затрагивается эстетика и предлагается решение социальных, экономических, криминогенных проблем места.

Ярмарка «Манеж»

— На Вашем сайте сказано, что в практической деятельности мастерской активно используются научные исследования, биоклиматические принципы проектирования, а также BIM-технологии. Расскажите подробнее, что это за принципы?

— На сегодняшний день наша компания – единственная в Саратове, которая в своих проектах использует возможности BIM. Это новый подход к проектированию. На всём протяжении создания проекта параллельно ведётся разработка компьютерной модели объекта, которая содержит в себе все сведения о сооружении. Это позволяет исключить ошибки в планировании. Важно понимать, что BIM – это метод проектирования, которым многие пользуются, но реальный результат возможен с квалифицированной командой профессионалов, каждый член которой является элементом целого и понимает то, что делают другие. Подобная команда создаётся годами. Мы применяем BIM с 2006 года, и на сегодняшний момент собранная нами команда позволяет использовать все его возможности. Что касается биоклиматических принципов проектирования, то наша компания активно внедряет на практике научные исследования в этой области. В 2011 году Павел Викторович Пипуныров защитил кандидатскую диссертацию на тему проектирования малоэтажного индивидуального жилища. С тех пор диссертационные разработки используются при проектировании малоэтажных жилых домов.

Реконструкции территории Deutsche schule в Москве

— Руководители мастерской преподают архитектурное проектирование на кафедре «Архитектура» УРБАС СГТУ имени Ю.А. Гагарина и обмениваются опытом с подрастающим поколением проектировщиков. Если объективно, в Саратове сильная школа?

— На российском уровне в Саратове сильная школа архитекторов. Это подтверждается ежегодным участием нашего ВУЗа в международном смотре-конкурсе выпускных квалификационных работ, где кафедры «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды» регулярно занимают призовые места в номинациях «Градостроительство», «Реконструкция и реставрация», «Ландшафтная архитектура», а также «Теория» и «Объёмно-пространственное проектирование».

— Кто в последнее время влияет на облик города Саратова помимо института «Стрелка»?  Вы неоднократно выдвигали проекты по благоустройству, например, проект застройки Казачьего острова с мостом через Волгу. Почему такой шикарный проект не получил поддержки, а майские конструкции Привокзальной площади в «тестовом режиме» получили?

— Влияние института «Стрелка» на облик города Саратова начало проявлять себя только с апреля-мая 2017 года. В широком смысле слова, облик города формируют сами горожане, бизнес-сообщество города, городская администрация. Что касается наших проектов, в частности – проекта застройки острова Казачий, то едва ли можно объективно сравнивать масштабный градостроительный проект застройки целого острова с созданием нового моста через реку Волгу, всей необходимой транспортной и инженерной инфраструктурой, с майскими конструкциями Привокзальной площади. Это два совершенно разномасштабных проекта, которые призваны выполнять диаметрально противоположные задачи и решать абсолютно разные проблемы.

Проект застройки Казачьего острова с мостом через Волгу

— Городскую среду Саратова, на Ваш взгляд, можно назвать комфортной?

— И да, и нет. Если говорить о Саратове, то центральная историческая часть нашего города определённо комфортна. Это можно увидеть в удачно расположенных относительно друг друга общественных пространствах, улицах с соразмерной человеку исторической застройкой, объёмах озеленения. И, напротив, отсутствие системы общественного транспорта отрезает периферийные районы от центральной части, среда в спальных районах города абсолютно не гуманна, более того, агрессивна к человеку и не вызывает желания проводить время на улице.

Музей Саратова

— Василий, давайте обозначим существующие проблемы Саратова. Может ли интеллигенция города — уличные художники, дизайнеры, архитекторы, журналисты — решить их собственными силами?

— Однозначно нет. Проблем так много, и они настолько разные, что без системного подхода и поддержки городских властей все благие начинания, в основном, заканчиваются фиаско. Можно привести пример росписи торцевой стены на улице Волжская, 23. Сначала художники выполнили интересную роспись в рамках городского проекта, посвящённого Саратову. После реализации пешеходной зоны на улице Волжская на этом отрезке оказалось размещено летнее кафе, частично перекрывшее изображение. Это лишь небольшой пример абсолютно частного случая, но он, к сожалению, очень чётко характеризует проблему несогласованности городских инициатив и администрации Саратова.  Именно эта несогласованность является основной проблемой. И на сегодняшний день таким образом дело обстоит во всём. Если где-то частный коммерсант высадил газон и ухаживает за ним, нет никаких гарантий, что завтра не приедут городские коммунальные службы и не перероют вдоль и поперёк этот газон, чтобы экстренно устранить какую-нибудь аварию в сетях.

— Меня очень тронули Ваши проекты: отель для торгово-текстильного комплекса «Аваза», Нейпл, парк и музей Афганистана. «Аваза» – умное сочетание образов и техники, Востока и Запада, расскажите, что Вас вдохновило?  Поделитесь, пожалуйста, подробностями о проекте Нейпл.

— Над созданием проекта отеля для торгово-текстильного комплекса «Аваза» мы работали в партнёрстве с немецкой компанией AFB-GRUPP, так что здесь уместнее рассказать о принципах нашего сотрудничества. Это был очень интересный опыт, мы работали в нашем Саратовском офисе командой «АрхиБум» (четыре специалиста) и командой AFB-GRUPP (трое сотрудников). Каждому архитектору в общем процессе отводилась своя роль. Одни занимались созданием и прорисовкой образа, подготовкой макета, другие продумывали технические детали, третьи подготавливали чертежи и компоновали целостную презентацию. Каждый день вся команда в чётко оговоренное время собиралась и обсуждала текущие вопросы, принимала совместные решения по дальнейшей стратегии разработки проекта. Вся работа длилась достаточно недолго, около трёх недель. В эти сжатые сроки мы, совместно с партнёрами из AFB-GRUPP, смогли создать проект и презентовать его заказчикам в Туркменистане.

Отель торгово-текстильного комплекса «Аваза»

Что же касается проекта в городе Нейпл (Naples), это был международный конкурс по созданию концепции застройки нескольких кварталов города, расположенного в штате Флорида, США. В основе нашей концепции заложено создание в структуре монотонных линейных кварталов внутренней торгово-деловой улицы, образ которой напоминает ущелье, образованное архитектурными объектами. Эта улица связывает два важных для города общественных пространства – музей железнодорожного транспорта и городскую площадь. Именно поэтому мы спроектировали пешеходные переходы в виде стеклянного туннеля, создающего визуальную отсылку к образу современных магистралей скоростных железных дорог.

Проект в городе Нейпл

— Что касается проекта Музей и Парк Афганистана: можете ли Вы оценить, насколько культурная принадлежность влияет на архитектуру? Может ли архитектор нашей страны создать действительно хороший дизайн для людей с другим менталитетом, основываясь на литературной подготовке и своём опыте? Насколько отличаются нормы в проектировании России и Афганистана?

— На наш взгляд, российский архитектор ничем не хуже европейского, американского или азиатского. И если на современном этапе самые значимые проекты в нашей стране разрабатывают зарубежные архитекторы, то почему российские не могут создавать конкурентоспособные архитектурные проекты за пределами нашей страны? Что касается музея Афганистана, то кому, как не заграничным специалистам, делать проект в Афганистане? К сожалению, в этой стране нет высококвалифицированных специалистов, способных создать такой масштабный проект. Когда наша команда начинала работу над проектом создания музея Афганистана, мы практически ничего не знали про эту страну, кроме того, что на её территории постоянно ведутся боевые действия. На протяжении двух месяцев мы готовились к проекту: изучали культуру, историю, традиции. Помимо интернет-ресурсов прочитали в библиотеке все книги, связанные с Афганистаном. Это не прошло даром: в процессе изучения мы открыли для себя много новых фактов, которые в дальнейшем легли в основу проекта. Надо сказать, что этот проект стал не первым, разработанным нашей командой для страны с мусульманским вероисповеданием. Мы уже имели опыт работы над проектами, создаваемыми для людей с иным менталитетом и традициями.

Музей Афганистана, город Кабул

— Меня поражают своей чистотой и благоустройством некоторые города в странах Африки: Уганда или Кабо-Верде. Ведь это удивительно, что территориям с колониальным прошлым досталась характерная педантичность британцев или немцев. Как Вы думаете, благоустройство может быть историческим наследием?

— Конечно. И таких примеров масса. В Италии, со времён Римской Империи, сохранилось огромное количество благоустроенных общественных пространств. Что немаловажно, исторически сложившиеся традиции транслируются в современном благоустройстве итальянских улиц, площадей, парков, скверов и т.д. Греция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Дания, Франция, Британия, – все эти страны чтят историческое наследие и благоустраивают города, основываясь на своих традициях.

— Что вступает в резонанс с Вашим воображением и подпитывает его на генерацию новых идей? 

— Путешествия. Познавая мир и постоянно открывая что-то новое для себя, будь то архитектура, природа, культура или традиции России, или других стран, невольно отмечаешь, как в голове происходит маленький культурный взрыв, что однозначно позитивно влияет на образное мышление и генерацию новых идей. Не видя мира вокруг себя, практически невозможно создать интересный образ – не важно, в какой именно отрасли. Все великие писатели, композиторы, музыканты и, конечно, архитекторы всегда искали источник вдохновения. В основном, им служили простые вещи, природа, времена года, быт, чувства, красота…

Торгово-офисный комплекс «Рубин»

— Дизайнер одежды Йоджи Ямамото однажды сказал: «Начинайте копировать то, что вам нравится. Копируйте. Копируйте. Копируйте. Копируйте. И найдёте себя». Вы согласны с этим утверждением? Можно ли путём заимствования, копирования, насмотренности у других переносить идеи на архитектуру и дизайн, и таким образом находить себя?

— Судя по последним тенденциям в мировом производстве товаров, китайцы поняли цитату Йоджи Ямамото буквально (улыбается). В нашем случае всё не совсем так. В профессии архитектора никогда нельзя откровенно копировать. Иначе мы вернёмся к типовым проектам и унылым стандартизированным городам. Все мы помним фильм Эльдара Рязанова, где этот образ был охарактеризован, как говорится, «раз и навсегда». Единственное, что, как мы считаем, можно позаимствовать в условиях нашей профессии, это сам подход, принцип создания проектов. Его наша компания выработала со временем и нельзя сказать, что окончательная точка в его развитии поставлена. Мы постоянно совершенствуем подход к созданию своих проектов. Каждый из них – это маленькое открытие, возможность высказать то, что, в силу каких-либо причин, осталось за рамками предыдущих проектов.

116
Текст: Варфоломеева Яна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

10 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта