Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
15 августа 2017 г.

Алексей Беляков: «Мы реанимируем кинотеатры!»

Главный архитектор девелоперской компании ADG group Алексей Беляков рассказал о создании сети 39 районных центров в Москве. Сегодня это крупнейший девелоперский проект в сфере коммерческой недвижимости столицы. Районные центры будут созданы в десятках районов города на базе устаревших советских кинотеатров, которых ждёт существенная реконструкция. Алексей Беляков поделился информацией о том, что будут представлять собой районные центры, как будет происходить реконструкция и зачем Москве новый формат коммерческой недвижимости.

- Какова цель создания проекта «Районные центры»? Существует ли задача создать автономные центры общественной жизни на периферии, придающие индивидуальность однотипным спальным районам?

- Цель проекта – воссоздать историческую функцию кинотеатров как центров районной и культурной жизни, принести в спальные районы Москвы возможности, которые сейчас доступны только в центре города. Сегодня москвичам приходится тратить огромное количество времени на дорогу: до работы, до ресторана вечером, до кинотеатра, до торгового молла в выходные… Внутри самих районов почти нет мест, где жители могли бы встретиться, пообщаться, куда могли бы прийти отдохнуть и приятно провести время. Шоппинг тоже сосредоточен в основном на МКАДе. Задача районных центров –  объединить для жителей спальных районов все самые востребованные предложения: досуг, товары и услуги – и предложить их в формате современного привлекательного общественного пространства. То есть мы создаём не просто коммерчески выгодные объекты, мы стремимся повысить качество жизни в спальных районах, в том числе и за счёт уникальной архитектурной концепции. Фактически мы создаём новый формат коммерческой недвижимости.

Кинотеатр «Ангара» до

Кинотеатр «Ангара» после

- Означает ли реализация проекта «Районные центры», что некоторая масса деловых центров столицы переместится на периферию? Или же основная функция проекта – развлекательная?

- Районные центры – это проект для жителей спальных районов, если конкретнее – для 2,5 млн москвичей, которые живут в 15 минутах ходьбы от них.

Что касается бизнеса, то наша задача заключается не в том, чтобы переместить деловую активность из центра на периферию, а в том, чтобы на периферии создать благоприятную почву для развития малого бизнеса, в том числе в лице местных предпринимателей. Мы планируем оказывать поддержку молодым и перспективным партнёрам: когда соседи предлагают свои товары и услуги соседям – это хорошо.

Кинотеатр «Бирюсинка» до

Кинотеатр «Бирюсинка» после

- Проводился ли мониторинг спроса для создания проекта, и в течение какого времени?

- Безусловно – и во время разработки концепции, и сейчас мы проводим множество опросов, исследований, которые позволяют понять, чего конкретно не хватает жителям в каждом районе, где появится наш центр. В большинстве случаев первый ответ на вопрос о том, что жители хотят увидеть рядом с домом – это кинотеатр, за редким исключением, где он и так уже есть. Кроме того, людям не хватает качественных и доступных супермаркетов, кафе и ресторанов. Велик запрос на детское образование и познавательный досуг, бытовые услуги тоже востребованы.

Плюсом к этим исследованиям мы, конечно, учитываем изменения потребительского поведения, которые требуют ответной реакции от ритейла. Например, интерес к досуговым возможностям – это общая тенденция: сегодня 65% посетителей торговых центров приходят в них, чтобы приятно провести время с семьёй и друзьями, а не просто за покупками. Ещё один важный тренд – увеличиваются площади под объекты общепита, в наших районных центрах под кафе и рестораны разных форматов будет отдано не меньше 15% площади. Разумеется, мы также анализировали и конкуренцию в районах, и их градостроительный потенциал.

Кинотеатр «Варшава» до

Кинотеатр «Варшава» после

- Реализация проекта может указывать на то, что бизнес в последнее время сосредоточен на периферийных областях столицы? Или это просто поиски новых идей, не реализованных никем ранее?

- Скорее на то, что в спальных районах столицы сейчас не хватает качественного предложения. Идея нашего проекта – как раз заполнить этот гэп.

- Почему используется реконструкция именно кинотеатров?

- Возможность реконструкции кинотеатров заинтересовала нас сразу после того, как с такой инициативой выступило правительство Москвы – в итоге нам удалось выиграть аукцион и приобрести эти площадки. В советское время именно кинотеатры в спальных районах были центрами общественной жизни. В них не только показывали фильмы, но и проводили концерты, выставки и другие культурные мероприятия. После перестройки многие здания оказались заброшенными, и сегодня некоторые находятся в ветхом и даже аварийном состоянии – мы хотим вернуть им их историческую функцию, снова наполнить жизнью.

При этом действуем по принципу исторической преемственности: кинопоказ почти во всех объектах будет восстановлен, а в архитектурной концепции сохранена связь с отличительными чертами зданий кинотеатров. Речь идёт о панорамно остеклённых фойе и высоких верхних частях, где располагаются кинозалы. Фойе районных центров с входными группами тоже станут прозрачными, причём по всей длине первых этажей и по всей высоте фасадов. Так мы создаём эффект отсутствия границы между зданиями и прилегающими к ним территориями, демонстрируем «открытость» городу. Высокие части будут выделяться из общего объёма зданий, причём этот контраст дополнительно подчёркивается переходом материалов облицовки фасада.

Для всей сети, для всех 39 центров, создана единая концепция. Её разработкой занималось британское архитектурное бюро Amanda Levete Architects, одно из самых известных на международном рынке. Интерьеры разрабатывались командой специалистов  JHP, SEAM Design и GROSS.MAX. Несколько российских бюро были приглашены для адаптации проекта и подготовки документации.

Конечно, единая дизайн-концепция не означает, что подход к работе со всеми кинотеатрами одинаковый: тип реконструкции каждого объекта зависит от его физического состояния. Большинство зданий мы перестроим полностью, потому что адаптировать их под современные функции просто невозможно. Другие кинотеатры реконструируем частично: сохраним общий объём и основные конструкции, частично – фасады и отделку. Есть в пуле зданий и объект культурного наследия федерального значения – это кинотеатр «Родина». Его ждёт научная реставрация с восстановлением декоративного оформления фасадов и воссозданием ограждения лестниц.

Внутреннее пространство районных центров мы организуем по принципу безбарьерной среды, т.е. с минимальным количеством перегородок, в основе – образ крытой городской площади.

Кинотеатр «Родина» до

Кинотеатр «Родина» после

- Реконструкция или проектирование и строительство нового здания – что выгоднее?

- Однозначного ответа на этот вопрос нет – слишком много специфики надо учесть в каждом конкретном случае.

Мы столкнулись с массой нюансов или ограничений при предварительных проработках по каждому кинотеатру. Нужно понимать, что, даже не говоря о сроках службы зданий, каждое из них пережило сложный период в истории страны, когда они нещадно эксплуатировались собственниками, перестраивались и перепланировались арендаторами, превращаясь либо в аварийный недействующий объект, либо в хаотичное нагромождение пристроек, надстроек и рекламных конструкций. Часть выкупленных нами  зданий просто не отвечает современным строительным нормам – в этой ситуации подход к реконструкции каждого кинотеатра, как я уже говорил, был индивидуальным.

Конечно, нашей задачей было минимизировать разброс по затратам и привести объекты к единой методике ценообразования. Снизить стоимость удалось благодаря комплексному применению BIM-технологий и использованию типовых решений для всего – фасадов, интерьеров, инженерных коммуникаций. Большой объём работ даёт преимущество номинирования поставщиков и фабрик-производителей: у наших подрядчиков есть возможность использовать строительные материалы и оборудование лучшего качества по специальной цене.

В нашем случае вопрос «строить или реконструировать» был снят с самого начала, мы сделали однозначный выбор в пользу реконструкции, потому что наша цель – восстановить историческую функцию и социальный потенциал районных кинотеатров. Нам важно сохранить «память места» тех площадок, с которыми мы работаем, дать им вторую жизнь, но уже в современной оболочке.

Кинотеатр «Волга» до

Кинотеатр «Волга» после

Кинотеатр «Мечта» до

Кинотеатр «Мечта» после

Кинотеатр «Янтарь» до

Кинотеатр «Янтарь» после

Справка

Общий профессиональный опыт Алексея в архитектуре и проектировании насчитывает более 13 лет. До присоединения к команде ADG group Алексей работал преимущественно в представительствах зарубежных компаний, таких как Vinci, CoplanVostok, Bird’sEyeView. Участвовал в реализации как крупных инфраструктурных проектов, так и объектов коммерческой недвижимости в Москве и Санкт-Петербурге.

В ADG group Алексей пришёл в феврале 2015 года заниматься проектом создания сети 39 районных центров на базе старых советских кинотеатров. В компании Алексей курирует весь цикл проектных работ – с этапа разработки концепции до рабочего проектирования.

Алексей окончил Российский Университет Дружбы Народов.

298
Текст: Фирсова Кристина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

10 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта