Живые крыши: от мала до велика
Здание из сотни кругов
Чилийские архитекторы Маурисио Пезо (Mauricio Pezo) и София вон Эллрихшаузен (Sofia von Ellrichshausen) представили на выставке в Чехии концепцию мегаструктуры, построенной из 100 кругов, перекрывающих друг друга.
Студия привлекла широкое внимание (не только профессионального сообщества) в 2005 году домом Poli House, расположенным на скалистом берегу Тихого океана в 500 километрах от Сантьяго-де-Чили. Poli House – это примечательное здание, которое может рассматриваться как типичный представитель работы студии в плане формы и света, комфортности пространства, созданного с ограниченным выбором материала, прежде всего, дерева и бетона. Студия получила международное признание в первую очередь благодаря серии домов, построенных не только в Чили, но также в Испании и Португалии.
Pezo von Ellrichshausen рассматривают архитектуру как комбинацию искусства и науки, как еще одну форму художественного выражения. Их особое отношение к изобразительному искусству можно увидеть в многочисленных ландшафтных работах и эфемерных павильонах, таких как «120 Дверных Павильонов» (120 Doors Pavilion), Консепсьон, 2003 год; «Ни больше, ни меньше» (No more, no less), Галерея LIGA, Мексика, 2011 год; «Синий» (Blue), Королевская академия художеств, Лондон, 2014 год.
Архитектор Керстен Гирс (Kersten Geers) написал: «В конечном счете, их работа является упражнением в типологии. Из-за их внимания к типологии, архитектура Pezo von Ellrichshausen получается очень простой, почти упрощенной. Тем не менее, их простые вещи всегда сложны по своей природе».
Выставка в Ческе-Будеёвице (Чехия) состоит из двух частей: «Конечный Формат» и «Бесконечный Мотив» – две работы, которые подтверждают подход Pezo von Ellrichshausen и могут помочь нам понять не только художественные достоинства в архитектуре, но и архитектурные признаки произведений искусства.
«Конечный Формат» «002» и «003» (2014–2015 гг.) – это две коллекции, состоящие из 243 картин каждая. Эти коллекции – результат тщательного исследования пропорций и формальных особенностей, они представлены в линейной последовательности, которая одновременно разрушает и усиливает индивидуальность каждого основного рисунка.
«Бесконечный Мотив» (2015 г.) представляет собой серию рисунков на бумаге и одну масштабную модель (созданную в сотрудничестве со студентами факультета искусств и архитектуры в Техническом университете г. Либерец в рамках семинара, состоявшегося в Ческе-Будеёвице до открытия выставки).
По словам архитекторов, цель проекта «Бесконечный мотив» (Infinite Motive) состояла в исследовании возможностей архитектурных экспериментов с ограничением в виде одного повторяющегося элемента, в данном случае круга.
Чилийским дуэтом были выполнены рисунки с использованием 10 и 100 кругов для демонстрации проекта. Они также построили крупномасштабную модель из картона, которая является основным предметом выставки. На вид случайное расположение форм демонстрирует возможности создания помещений, разных по форме и размеру, и все это в рамках первоначального ограничения – использования только кругов. Некоторые комнаты все еще круглые, другие – сформированы в виде полумесяца, но большинство имеют еще более сложную форму. Ощущение масштаба подчеркивается серией дверных проемов, прорезанных в стенах, а также добавлением статуэток.
Проект можно рассматривать как продолжение интереса архитекторов к архитектуре, которая придерживается строгой геометрии. «Мы верим, что красота местной архитектуры заключается в ее наивности, интуитивности и естественности» – сообщили архитекторы. «Но на самом деле архитектура далека от изначальной невинности, она на деле является противоположностью природе» – добавили они. «Архитектура – это продукт разума. В то время как природа существует как данность, архитектура создана благодаря мотивам, целям и согласно искусственным распоряжениям».
Маурисио Пезо и София вон Эллрихшаузен создали свою архитектурную студию в 2002 году в Консепсьоне, в Чили. Их собственный дом и студия – это семиэтажная башня с грубыми бетонными стенами и сложной планировкой.
«Больше чем за 10 лет архитекторы создали удивительно выразительные работы с характерным фирменным стилем, независимые от последних тенденций, и с четким прицелом на проектирование конструкций, наполненных непреходящей ценностью» – отметил главный куратор галереи, Michal Škoda. «Работа Pezo von Ellrichshausen может быть описана как обладающая четким фирменным стилем, основанная на простой геометрии, в ней не используются никакие дизайнерские тенденции и специальные технологии» – добавил он. «Вышеупомянутое отсутствие дизайна считается важным фактором, поскольку хорошая архитектура должна заботиться не о внешнем виде, а гарантировать наилучшую планировку пространства».
Комментарии