Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
23 июля 2015 г.

Великий долгострой англиканцев. Часть 2

Великий долгострой англиканцев. Часть 2
 

Продолжаем повествование об истории строительства и особенностях архитектуры Ливерпульского собора.


Долгострой XX века
На время Первой мировой войны строительство Ливерпульского собора застопорилось. Первая часть собора – алтарь, деамбулаторий, дом главы и ризницы – была освящена в 20-ю годовщину закладки камня, 19 июля 1924 года. Часть здания была отделена временной стеной. Основные работы прекратились на год, так как Скотт вновь пересмотрел проект следующей части собора – подбашенного пространства, трансепта и самой башни, которая стала в окончательном варианте еще выше и уже.
С 1925 года работа шла неуклонно, и была надежда, что часть храма будет построена к 1940 году, однако начало Второй мировой войны и бомбардировки Англии фашистами прервали строительство. 20 февраля 1942 года Скотт положил последний камень на вершине башни, после чего работы были заморожены до 1948 года. Серьезно поврежденная бомбежками капелла Девы Марии оставалась без ремонта до 1955 года.
Джайлз Скотт умер в 1960 году, его заменил в качестве архитектора Фредерик Томас, работавший с ним в течение многих лет. Прежний дизайн был немного изменен: Томас придумал новый облик западного фасада, «выполненный полностью в соответствии с духом более ранней работы (Скотта), а венцом его творчества стал витраж «Воскресение Христа» площадью 1600 кв. футов (146,6 кв. м), который выполнил Карл Эдвардс». Томас доделал неф из трех отсеков и хоры.
Полностью собор был освящен в октябре 1978 года.

Витражи главного нефа Ливерпульского собора
Широкий и высокий главный неф делает путь к главному алтарю сложным и тревожным, что создает даже более завораживающие впечатление, чем узкие, почти близкие друг к другу нефы средневековых соборов. Главный витраж собора – алтарный – Te Deum («Тебя, Бога, хвалим») в «восточной» части собора (фактически южной). Его авторы – Джон Браун, создававший витражи капеллы Марии, и студия Whitefriars. Огромные алтарные окна в северо-восточном трансепте также восстановлены и дополнены Джеймсом Хоганом (1883-1948) в 1940-х гг. на базе эскизов Джона Брауна 1921 г. (витражи испорчены фашистами). Высота каждого витража – 100 футов (30,48 метров).



Еще одни витражи Д. Хогана на тему Ветхого Завета расположены в центральном пространстве главного нефа, под куполом/башней. Витражи сделаны с полноразмерных этюдов его старшего сына Эдмунда Хогана, который работал в «Джеймс Пауэлл и сыновья» в 1930-36 годах. Другой совместный проект Д. Хогана и студии Whitefriars – «драгоценные» витражи в южном хоре и проходе: «рубиновый витраж» с изображением Иоанна Богослова и «изумрудное окно» со Святым Марком.
Неподалеку от алтаря находится капелла Святого Духа с восемью небольшими витражами – по четыре с каждой стороны – в честь английских и кельтских святых, а также капитана «Титаника» Джона Смита. Работы выполнены примерно в 1918 году.
Напротив алтаря, вдалеке, в «западной» части, находится витраж «Воскрешение Христа» и три окна с пинаклями (как упоминалось ранее, архитектор – Ф. Томас, автор витражей – К. Эдвардс). Витражи были выполнены в 1960-70-х годах, и в творчестве Эдвардса ощущаются мотивы модернистского искусства. Площадь Great West Window (западного окна) – 1600 кв. футов (146,6 кв. м), художники и строители использовали в работе 6 тонн стекла и 9 тонн бронзы.



Также стоит выделить еще несколько работ К. Эдвардса в Ливерпульском соборе – тематические витражи сложителей гимнов, музыкантов (композиторов), ученых, мирян, пасторов.
Помимо вышеперечисленных авторов, отметим таких мастеров, трудившихся над витражами главного нефа и продолжавших традиции 1920-30-х годов, как Герберт Хендри (1887-1946) и его ученик Уильям Уилсон (1905-1972). Оба были представителями шотландской школы витражного искусства и трудились в Ливерпульском соборе в 1940-х годах.
Витражи Г. Хендри, которого называли «наиболее выдающимся витражным мастером Шотландии первой половины XX века», можно увидеть в северо-западном трансепте, посвященном истории англиканской церкви.



Выполненные Хендри витражи в Ливерпульском соборе (высота 58 футов, или 17,8 м) – наиболее впечатляющий его проект и «пожалуй, самый огромный набор окон, когда-либо выполненный в Шотландии».
Витражам Хендри свойственны простота, большой размах, яркость, сверкающие эффекты а-ля бриллианты. У. Уилсон считал «ярко раскрашенные работы Хендри более успешными, чем у его учителя Дугласа Страчана, который стремился к излишней деталировке, тогда как Хендри придерживался простых решений».
Еще один мастер – Уильям Уилсон – внес немалый вклад в обустройство Ливерпульского собора. Среди его работ можно выделить витраж «Епископы».



Уилсон был родом из Эдинбурга. Современники называли его великим шотландским художником, мастером гравюры, живописи и витража. Его работы выдержаны в духе «традиции восточного побережья» (East Coast Tradition), как у Страчана и его учителя Хендри. Уилсон был одним из самых востребованных и любимых художников Шотландии. Пик творчества – середина ХХ века – как раз пришелся на работу в Ливерпульском соборе. К сожалению, экстраординарная карьера была прервана слепотой из-за осложнений диабета в 1950-х годах.

В качестве заключения
Ливерпуль открыт многим конфессиям, однако католики и протестанты традиционно доминировали и доминируют в городе. Между ними и развернулась негласная гонка в начале ХХ века по строительству главного собора, который был бы крупнее и выразительнее «конкурирующей» конфессии. Католики этот «спор» выиграли, осуществив в 1962-67 годы не менее выразительный, чем у англикан, проект – Метропольный собор Христа-Царя, чаще называемый Ливерпульским метропольным собором. Проект, разработанный архитектором-модернистом Фредериком Гиббердом (конкурс 1959 года), получился менее амбициозным, чем у Эдвина Лютьенса (победитель первого конкурса 1933 года), который собирался построить для католиков второй по величине в мире собор, однако проект был прерван Второй мировой войной, а после нее и вовсе признан слишком амбициозным и не реализован. Англиканам же из-за нехватки денег удалось завершить строительство Ливерпульского собора только в 1978 году.


Начало статьи читайте по ссылке


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта