Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
20 февраля 2018 г.

Урбанистический пейзаж

Практикующий ландшафтный дизайнер, директор «ВИЖИНДИЗАЙН» Вероника Артишевская – о необходимости, способах и примерах благоустройства городской среды.

«Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры»

Ф.М.Достоевский

Жители крупных городов с большой концентрацией населения особенно остро нуждаются в общении с живой природой. Зелёные насаждения не только визуально эстетичны, но и экологически значимы. Поэтому важной задачей при формировании городского ландшафта является оптимальное взаимодействие градостроительных объектов и природных комплексов. Сохранение существующих природных компонентов и интегрирование новых элементов ландшафтной архитектуры и дизайна, направленное на ликвидацию неорганизованных, визуально неэстетических пространств, должно быть целостным и художественно выразительным. А проектирование зелёных островных зон в условиях дефицита площади ориентировано на создание благоприятного и уникального городского пейзажа. Для комфортного проживания человеку нужна не просто восстановленная природа, а ландшафт, структурно и эстетически отвечающий современным потребностям общества.

The High Line Park, Нью-Йорк, США

Одним из удачных примеров реорганизации неиспользуемого по назначению, визуально неэстетичного пространства в мировой практике является, на мой взгляд, The High Line Park в Нью–Йорке. Этот общественный парк построен на высоте около 9 метров по отношению к городским улицам, в месте прохождения«заброшенной»грузовой железной дороги. Здесь масштабно была реализована идея рационального использования незадействованного городского пространства, с сохранением самой железной дороги как исторического объекта, послужившей в своё время промышленному росту и развитию страны. В ходе реорганизации максимально сохранили исторически значимые объекты. А необходимые элементы благоустройства– система бетонных конструкций, тротуары, пешеходные и беговые дорожки, места для отдыха– отлично интегрированы в существующий ландшафт.

Зелёные насаждения подобраны так, чтобы слиться с самозанятым пейзажем, то есть тем растительным ассортиментом, который естественным образом вырос в месте прохождения Высокой линии(HighLine).В результате образовался уникальный ландшафт, сохраняющий связь с природой, историю и способный адаптироваться к городской среде.

The High Line Park обеспечил дополнительные места для отдыха и прогулок жителям и гостям города, обзорные локации, где все желающие могут насладиться непревзойдённым видом Нью-Йорка с высоты. Благодаря этим инновациям в области городского планирования The High Line Park стал одним из самых узнаваемых и запоминающихся парков мира. Реновация положительно сказалась на экономическом благосостоянии города за счёт дополнительных инвестиций. The High Line Parkтакже стал площадкой для благотворительных и социально-значимых мероприятий. В летний сезон здесь организуются публичные художественные инсталляции, танцевальные представления, чтение стихов, семейные семинары, показы фильмов и многое другое.

«Цветущий город Ньювегейн», Нидерланды

Ещё один пример оптимальной организации пространства городской среды – это «Цветущий город Ньювегейн» в Нидерландах. Благоустройство городской территории было реализовано ландшафтным бюро B+B. Здесь центр города разделён на несколько пространств: торговый район, рынок, городской бульвар и городская площадь. Торговая площадь состоит из верхнего и нижнего уровней, соединённых широкой лестницей. Композиции из травянистых многолетников и луковичных цветов сосредоточены на верхнем уровне, что придаёт ему динамику развития и сохраняет природную составляющую. В противовес верхнему уровню, нижний в основном состоит из инертного покрытия, здесь представлена плитка двух оттенков с рисунком. Это зона наибольшей пешеходной нагрузки, где находятся магазины, автостоянка и прочее.

Городская площадь–это представительное пространство. Здесь расположен вход в мэрию, а также это место для проведения различных общественных мероприятий. Несмотря на значительное по площади сплошное мощение, необходимое для удобного функционального обслуживания территории, здесь нашлось место для посадки растений. Это специально подобранные древесно-кустарниковые культуры, меняющие свой внешний вид в зависимости от сезона, при этом максимально сохраняющие свою декоративность круглый год. Вокруг растительных элементов размещены скамьи, предусмотрены места для отдыха. Этот приём не только экономит пространство, но и создаёт комфортную среду. Ведь всегда приятно отдохнуть под кроной дерева, насладиться ароматом цветов, быть ближе к природе.

Вертикальные сады: Париж, Сидней, США, Исландия, Литва

Связь с природой, интеграция растительных компонентов в городское пространство особенно важны в условиях уплотнённой застройки. В настоящее время одним из значимых направлений в развитии ландшафтной архитектуры городов является вертикальное озеленение, создание «вертикальных садов» или фитостен. Растения обеспечивают дополнительную звукоизоляцию, насыщают воздух кислородом, повышают влажность окружающей среды, снижают загазованность, являются декоративным элементом, маскируют неприглядные строения, оказывают положительное психологическое и эмоциональное воздействие. При этом такой способ озеленения значительно экономит полезную площадь, зачастую являясь единственным способом «оживить» пространство. К элементам вертикального озеленения относятся плоскостные композиции, декорирующие фасады домов, глухих стен, ограждений и самостоятельные объёмные конструкции в качестве опор для растений.

Существует два основных способа: вертикальное озеленение при помощи лиан, растений с длинными побегами, требующих опоры, и создание модульных фитостен. Одна из уникальных технологий формирования «вертикальных садов» на основе гидропоники была разработана французским натуралистом, биологом и дизайнером Патриком Бланком, которую активно поддержал в своих проектах известный французский архитектор Жан Нувель. Суть технологии заключается в том, что в специальные модули, изготовленные на основе полиамидного войлока, помещают различные растения. К ним по системе полива, подведённой к корням, поступают необходимые для жизнедеятельности растений минеральные вещества. Толщина такого модуля не более 5 см. За счёт отсутствия почвы модули достаточно лёгкие и могут монтироваться на любые плоские поверхности. И при грамотном подборе растительного ассортимента можно создавать уникальные динамичные живые картины, меняющиеся в зависимости от сезона, жизненного цикла растений. Примерами таких работ могут служить Музей на Набережной Бранли, Париж, Франция, или Башня One Central Park в Сиднее. К сожалению, такое озеленение плоских поверхностей в полном объёме можно реализовать в странах с плюсовыми зимними температурами. Хотя есть пример прекрасной фитостены в Питтсбурге, штат Пенсильвания, где средняя температура января меняется от -7°C до 0°C.

Музей на Набережной Бранли, Париж, Франция

One Central Park, Сидней, Австралия

Фитостена в Питтсбурге, США

Своеобразный облик после вертикального озеленения приобрело здание на территории Вильнюсского ботанического сада в Литве. Здесь, на длинных цилиндрах, расположенных вдоль фасада, закреплены пласты растительной дернины. Дернина представляет собой травостой, естественным образом сформировавшийся на территории сада. Основа травостоя– посевной газон, состоящий из смеси злаковых культур. Цилиндры снабжены системой автоматизированного полива, которая отключается зимой. В зимний период для поддержания жизнедеятельности растений хватает атмосферных осадков. В случае потери декоративности, пласты дёрна легко меняются на новые. Следует отметить, что температура в Вильнюсе отличается резкими перепадами в дневное и ночное время, а в зимний период может опускаться до -20℃. В тоже время здание имеет декоративный вид в любое время года.

Вильнюсский ботанический сад, Литва

Также интересный растительный материал для создания наружных фитостен – мох. Он имеет разнообразную фактуру и цвет, а отсутствие корней делает его менее уязвимым к зимнему промерзанию. Здесь достаточно поддерживать необходимую влажность, чтобы растение не пересохло. Примером может служить фитостена из мха в Рейкьявике, в Исландии, авторы которой – супруги Маргарет Хардардоттир (Margrét Hardardóttir) и Стив Кристер (Steve Christer), профессиональные архитекторы, основатели архитектурного бюро Studio Granda. Стена сделана из вулканической пемзы – материала пористого и лёгкого. Она украшает здание городской ратуши. Окна-иллюминаторы по замыслу авторов должны олицетворять морские традиции Исландии. Что же происходит со стеной зимой? Она просто замерзает, а каждую весну «просыпается» снова.

Фитостена из мха в Рейкьявике, Исландия

Наружное вертикальное озеленение плоских поверхностей на основе гидропонного материала не имеет широкого распространения в агроклиматической зоне центральной и средней полосах России из-за низких зимних температур, резких температурных колебаний. Хотя интерес к этой теме огромен и в настоящее время проводятся различные исследования и эксперименты в данной области.

Чем больше город, тем ценнее природа в нём. Поэтому очень важно насыщать городское пространство элементами живой природы, при этом внедряя и максимально поддерживая разнообразие растительных компонентов. Это даёт не только эстетический, но и большой экологический эффект. Чем сложнее биоценоз, тем он ближе к естественному и жизнеспособнее. За счёт зелёных зон осуществляется восстановление кислорода, формируется благоприятный микроклимат. Выбор характерной геометрии озеленённых поверхностей позволяет создать своеобразный облик открытого пространства. Целесообразно включать фрагменты озеленения в интервалы между полосами интенсивного движения пешеходов. Формировать из растительных материалов островные зоны в качестве разграничения участков открытых пространств статичного и динамичного характера использования. Важно, чтобы эстетические качества размещения растительности подкреплялись не менее важными экологическими условиями: закреплением почвенного слоя, сдерживающим процесс эрозии почвы, созданием шумовых завес вблизи транспортных магистралей, а также визуальным разграничением пешеходных зон. Всё это способствует значительному оздоровлению природной среды в условиях города.

Можно почитать:

Бионическая архитектура. Почему за ней будущее?

Био-урбанизм: городские гнёзда


Текст: Артишевская Вероника

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта