Живые крыши: от мала до велика
Удивительные британские объекты, где, оказывается, можно жить
Смышлёные девелоперы и ценители истории и индустриального дизайна в Великобритании способны превратить в жилое помещение практически любой объект, будь то водонапорная башня, мельница, туалет, лодка, железнодорожная или пожарная станция…
Бывшая электростанция Бэттерси (Battersea Power Station), гениальная промышленная ар-деко постройка сэра Джайлза Гилберта Скотта на правом берегу Темзы, недавно превратилась в элитное жильё: все апартаменты были распроданы за четыре дня. Та же участь, похоже, ждёт модернистскую штаб-квартиру полиции New Scotland Yard в районе Виктория в центральном Лондоне: в 2014 году здание на Бродвее было продано арабским инвесторам из Abu Dhabi Financial Group за 370 млн. фунтов.
Бэттерси
Скотленд-Ярд
Полиции не удалось удержаться под натиском инвесторов не только в Лондоне. Например, в небольшом городе Марск-бай-Си (Marske-by-the-Sea), что в графстве Кливленд на северо-востоке Англии, есть компактный коттедж, где многое напоминает о его прошлой жизни. В здании бывшего полицейского участка сохранились настоящий полицейский колокол, бетонные полы, унитаз из нержавеющей стали, оригинальные двери с креплениями и две камеры для содержания заключённых (но без решёток). Для комфортной жизни сейчас здесь есть гостиная, две спальни, кухня, столовая и ванная комната.
Нередко государственные здания, утратившие свою функцию, продаются частным инвесторам с целью пополнения казны и избавления от лишних госрасходов. Такая кампания ведётся в Великобритании с 2010 года. К примеру, Королевский суд района Найтсбридж (Knightsbridge Crown Court) в Лондоне, типичное кирпичное здание викторианской эпохи, теперь является многоэтажным домом с элитными апартаментами площадью по 100 кв. м.
Аналогичную функцию элитного объекта недвижимости теперь выполняет бывшая ратуша Бермондси (Bermondsey Town Hall) в восточной части Лондона. Здание было построено в межвоенный период, в 1928 году, в эпоху очередного программного возвращения к неоклассике английскими зодчими (хотя разве интерес к классическому наследию когда-либо прерывался в Англии?). В ходе реконструкции здания в 2010-х годах девелопер сохранил парадную лестницу и центральный коридор. Неоклассика по-прежнему выглядит престижно.
Сохранилась частичка истории и в небольшом вокзале британской Великой Северной Железной дороги в деревне Рипингейл (Rippingale), графство Линкольншир. Утилитарное кирпичное здание викторианской эпохи, построенное в 1872 году, сейчас является жилым домом с 5 гостиными, 4 гардеробными и 3 спальнями. Собственный паровоз «Елизавета» 1924 года выпуска и маленькая железнодорожная линия – в подарок.
U
Мельницы и водонапорные башни частенько переделывают в жилые объекты – этим сейчас мало кого удивишь в Великобритании. Вот и в городе Хаммервич (Hammerwich), графство Стаффордшир, есть красивая белая мельница аж 1779 года. 4-этажная утилитарная постройка Old Mill была переделана в уникальное жильё с видом на 360 градусов в 1908 году. Везде сохранена круглая планировка; частично стены оставлены без штукатурки, чтобы лицезреть «историческую» кирпичную кладку мельницы. На первом этаже располагаются кухня, ванная и столовая (со старинной мебелью); на втором – две спальни. Гостиная находится на третьем этаже, а современный кабинет хозяина – на четвёртом, откуда открывается чудесный вид на зелёные стаффордширские поля и собственный сад с прудом. Не забыли и про гостей, которых можно разместить во флигеле и летнем домике.
Продолжаем рассказ о необычных круглых постройках. Правда, на этот раз в центре внимания не какая-нибудь там очередная мельница или водонапорная башня, а… уникальный дом XVII века без единого угла на фасаде, который за свою долгую «карьеру» успел побывать пабом, постом у таможенной заставы и пекарней. Сейчас особняк Round House, включённый в список охраняемых культурных объектов (Grade II), представляет собой 2-этажный жилой дом с интересной открытой планировкой, где все комнаты расположены по диаметру сферы вокруг 9-угольника в центре. Полукруглая кухонная столешница сделана под заказ из дуба. Круглый дом с конусообразной крышей находится в деревне Садборо (Sudborough), графство Нортгемптоншир.
В графстве Корнуолл, что на юго-западе Англии, казалось бы, и места должно быть много, чтобы построить вместительный дом, ан нет, и тут не обошлось без чисто английской экономии и практичности. Расстояние между двумя домами англичане умудрились превратить в таунхаус. Ширина домика Penny Cottage, построенного в начале 1900-х годов в городе Камборн, составляет 239 сантиметров. Он по праву считается одним из самых узких жилых домов в стране. Раскинул руки – и можно достучаться до обоих соседей. Среди особенностей объекта – использование местного кирпича Сент-Дэй (St Day), наличие заднего двора протяженностью 26 метров, небольшого пространства перед входом (здесь можно разбить садик) и разрешения на строительство третьего этажа. Пока же здесь – четыре комнаты, пустующие с 1970-х годов. Когда-то в этом мини-таунхаусе жила прислуга хозяев соседнего дома.
И в продолжение темы небольших жилых объектов – до неприличия очень маленькая студия в лондонском районе Клэптон. Высокие цены на жильё в столице Великобритании – трюизм, поэтому любой небольшой объект на рынке пользуется спросом. Но на этот раз продавцы, похоже, решили поиздеваться над будущими жильцами – а точнее жильцом (ну, и где здесь второго разместить?). В мини-студии площадью всего 7 «квадратов», которая раньше была, судя по всему, частью холла, есть мини-холодильник, мини-кухня, мини-раковина и нормальное окно с видом на внутренний дворик. К счастью, душ и туалет совсем не мини – они вынесены в отдельное помещение. Такой объект, к слову, продаётся за рекордно низкие 75 тысяч фунтов стерлингов, что почти в 7 раз ниже среднестатистической стоимости жилья в Лондоне. Обаяние малоэтажной застройки Клэптона и шарм георгианского домика – в качестве бонуса.
Казалось бы, англичане – очень консервативный народ, но не тут было, когда речь идёт о недвижимости! Сразу несколько старинных туалетов в Лондоне используются не по прямому назначению. Уж лучше объект будет чем-то, чем заброшенным десятилетиями помещением. Например, подземный туалет 1929 года постройки в районе Ламбет в центральном Лондоне сейчас является квартирой Лоры Кларк. Молодая архитекторша в своё время не побрезговала разрушенным объектом и потратила шесть лет на согласования. Лора, увлекающаяся смешанными единоборствами на полупрофессиональном уровне, пригласила своего спарринг-партнёра вместе помахать кувалдой, чтобы сделать себе 1-комнатную квартиру общей площадью 56 кв. м за смехотворную для центра Лондона сумму 85 тысяч фунтов стерлингов: 20 тыс. стоила сама постройка на аукционе, плюс 65 тыс. – ремонт. Англичане любят reclaimed materials, поэтому Лора Кларк не выкидывала старую плитку, а использовала её при отделке кухни. Как и любая дама, она позаботилась о бездонном гардеробе для многочисленных нарядов и туфель, ну, и про мини-садик не забыла (на месте лестницы в «женский» клозет): клочок собственной земли / бетона для англичан очень важен.
В качестве бонуса – ещё один пример в центре Лондона. Правда, здесь мужской туалет викторианской эпохи переделан не в квартиру, а в аутентичную кафешку под названием Attendant («Спутник»), где можно осушить чашечку эспрессо в окружении фарфоровых писсуаров 1890 года производства компании Doulton & Co. Каждому посетителю, как и подобает в туалете, тьфу ты, в кафе, – по писсуару… то есть столику. Идея была реализована на Фоли-стрит в шикарном районе Фицровия (Fitzrovia) двумя бизнесменами, Питом Томлинсоном и Беном Расселом. Они сохранили фарфоровые писсуары и кованые железные решётки, добавили деревянную столешницу, сделали глубокую санитарную обработку и минимальный ремонт, разрушив лишь одну стену, и открыли вход в «мужской клозет» в том числе для женщин.
Что-что, а считать фунты англичане умеют. Вот и семья Тиндл придумала оригинальный способ обзавестись жильём в Лондоне. Подсчитав стоимость 3-летнего проживания в общежитии (36 тыс. фунтов), глава семьи, консультант по дизайну Гарри Тиндл, постановил: жить тебе, 18-летняя доченька Шарлотта, в старой барже, да не простой, а меблированной. Покупка плавучего объекта под названием Alleluja (прежний владелец был викарием) и ремонт обошлись в 37 тыс. фунтов. Интерьер выполнен из ясеня; кухня и ванная оборудованы всей необходимой техникой. В лодке также есть гостиная, спальня и гостевая комната с двуспальной кроватью, которую можно сдавать в аренду, чтобы отбить стоимость швартовки в марине Брентфорд. А на каникулах можно путешествовать по рекам и каналам, не выходя из дома.
Udivitelnie_britanskie_objekti_gde_jit_berlogos_31
В общем, британцы умеют сделать из ничего достойное жильё, сохранив при этом шарм исторического объекта. Главное – желание, умелые руки, деньги и чувство британского стиля.
Читайте также:
Design for deconstruction и адаптивная архитектура как способы продлить жизнь зданиям
Комментарии