Живые крыши: от мала до велика
Станет ли географический центр Европы – Белоруссия центром архитектурным?
Стиль белорусской архитектуры стабилен и неизменен десятилетиями. Строгие прямоугольные линии районов, преобладание построек советских времен ведёт к тому, что здания становятся безликими и однообразными, один город похож на другой. Только недавно архитекторы задумались над решением этой проблемы, поэтому сейчас проводится большое количество конкурсов для молодых талантов по благоустройству и модернизации архитектуры в Белоруссии. Вдохновляясь современными зарубежными проектами, они предлагают много интересных и необычных идей, однако, не всё допускается в итоге к реализации.
Одним из масштабных проектов стала конкурсная работа молодого архитектора Дмитрия Сушкова, представившего идею постройки Центра боевых искусств в Бресте. Как говорит сам автор: «Основной замысел проекта состоит в идее единства основных трёх Начал: Неба, которое окружает землю, Земли, на которой стоит человек, и Человека, который всё это объединяет, поскольку только он обладает способностью наделять смыслом всю окружающую действительность».
Триединство также лежит в основе плана здания: треугольная форма, три суперопоры, триангулярная сетка колонн. Также идёт деление на три уровня по этажам, каждый из которых функционирует как отдельная тематическая зона: коммерческая (business space), зона событий (events space) и зона сообщества (community space). Вдохновлён Сушков был изогнутой формой традиционного самурайского меча – катаны, а также рисунком от многочисленных слов стали на режущей части клинка. В итоге волнообразные и изогнутые линии легли в основу декоративной составляющей фасадов. Автор также позаботился об экологичности проекта: ленточное остекление позволит сократить расходы на энергопотребление за счёт естественного освещения.
Участники других конкурсов демонстрируют желание преобразовать архитектуру страны многофункциональными постройками. Например, в одном из проектов предлагается оставить один фасад как нежилую часть со сплошным остеклением. На ночь он будет наглухо закрываться, что позволит проецировать фильмы и создавать автокино.
Идеи некоторых архитекторов бывают более необычными, как, например, жильё над землёй в домах-капсулах. Большинство других проектов показывает стремление авторов приблизить архитектуру Беларуси к европейской с преобладанием небоскрёбов из стекла, металла и бетона. з стекла. других идей показывает стремление авторов приблизить арихетектуру Белоруси к европейской с преобладанием небоскребов
В 2009 году был проведён международный архитектурный конкурс на проектирование «Минск-сити» – делового центра подобного московскому. Лидирующие позиции занимали пять проектов. Китайским архитектурным бюро Aedas была предложена композиция из башен-близнецов, которые представляли собой союз природы и технологии. Отражено это сочетание в извивающейся форме башен, соединяющихся на сороковом этаже, а также в чёткой геометрии и материалах – стекла и стали.
Экологичный проект предложили американские архитекторы из NBBJ. В основе идеи лежит уподобление белорусской столицы Нью-Йорку с членением центра на сетку жилых кварталов, высотками-башнями и большим парком.
Одним из тех, кто предложил использовать национальные мотивы в проекте, стало британское бюро RMJM. Они же являются авторами небоскрёбов Охта-Центра в Санкт-Петербурге. Центр предложено было построить в виде герба, а открытую площадь разделить на ромбы – распространённый национальный мотив.
Более масштабный план собирались воплотить французские архитекторы Valode & Pistre, собрав сверкающие небоскрёбы из стекла и металла в форме диадемы, окружающей центральную площадь. Такая постройка послужила бы украшением не только для Беларуси, но и для всей Европы. «Место активности, бизнес-встреч и развлечений с масштабным холлом станции метро, международным конференц-центром, магазинами и ресторанами, водным бассейном, превращающимся зимой в восхитительный каток — это образ Рокфеллер-центра на Манхеттене», — отмечено в презентации бюро.
Голландский архитектор Эрик ван Эгераат предложил построить «Минск-сити» как группу башен со скошенным верхом. Акцент предполагалось сделать на чёрном цвете, который для размещения в центре города явно смотрелся бы мрачно. Концепция заключалась в напоминании об аэропорте «Минск-1», на месте которого и планируется возвести новый деловой центр, с помощью водно-парковой зоны, повторяющей направление взлётно-посадочной полосы.
Однако победу одержало российское архитектурное «Бюро Лозинского» с небоскрёбом-аистом – главным символом Республики Беларусь. Масштабный проект, охватывающий большую площадь территории с застройкой зданиями разного размера и формы. Внешне это всё тот же хай-тэк, предлагаемый другими архитекторами, но именно в этом проекте воедино собрались необходимые составляющие: современный дизайн, технологии и материалы, отсылка к национальному символу, многофункциональность центра, наличие «зелёной» зоны.
На данный момент только одно здание является известной всему миру достопримечательностью и выглядит до сих пор современно, несмотря на то, что было построено ещё в 1970х годах – Национальная библиотека в Минске. Постройка выполнена в виде огромного гранёного алмаза, отделана стеклом и тысячами светодиодов, постоянно меняющих рисунок на фасаде. Такое здание вполне можно назвать советским хай-тэком.
В 2010 году был представлен проект Minsk-tower, который претендовал на то, чтобы затмить собой Национальную библиотеку. Композиция из башен (166,162 и 57 метров) превратила бы её в неприметный павильон. Притом, что сами небоскрёбы не отличались ни инновационными идеями, ни необычной подачей. В итоге проект не был реализован.
Иностранные архитекторы также предлагают свои проекты для постройки в Белоруссии. Чаще всего это современные концепции, отвечающие последним тенденциям, как например, здание, планируемое к постройке на месте бывшего рынка. Британское бюро Urban Synthesis использовало популярную тему экологической архитектуры с использованием натуральных материалов, таких как камень, дерево, а также газонное покрытие на крыше. Однако и этот проект был отклонён.
Как видно, белорусская архитектура усиленно пытается усовершенствовать идеи, отойти от застройки в духе советского периода, превратить столицу в подобие крупных европейских центров. Но этот процесс претерпевает ряд трудностей. «Пожалуй, я бы хотел видеть архитектуру нашей страны в достаточно степени аутентичной, чтобы через 10-20-100 лет можно было с уверенностью сказать, что вот это здание однозначно белорусское, несмотря на то, что оно опубликовано в каком-то всемирно известном источнике архитектурном, и мы не знаем автора и местонахождения», – считает Сергей Погорелов, архитектор. «Мы, белорусские архитекторы, должны выдержать и выстоять эту конкурентную борьбу за право проектировать в своей стране и за её пределами. Чтобы не получилось как в Москве и Киеве, когда все самые интересные и значимые здания проектируют иностранные архитекторы. А для этого нужно ежедневно повышать свой профессиональный уровень, совершенствоваться и видеть мир, разнообразие архитектурных стилей и направлений, новые тенденции и технологии», – утверждает заслуженный архитектор Беларуси Олег Воробьёв. Если эти слова со временем станут реальностью, то скоро архитектура Белоруссии будет отвечать последним модным тенденциям, воплощая при этом национальные черты.
Можно почитать:
Национальные мотивы как ассоциации в современной архитектуре Азербайджана
Комментарии