Живые крыши: от мала до велика
«Спонтанная мозаика»: вне времени, но в контексте пространства
Мозаика – один из самых древних видов облицовки и декоративной отделки архитектуры, интерьера. Сегодня она, как и другие виды изобразительного искусства и не только, активно развивается, находя и выявляя всё новые формы, материалы и технологии.
Благодаря интернету мы можем получить срез общемировой практики, познакомиться с разными техниками, порой на первый взгляд кажущимися чем-то качественно новым. К таким можно причислить, например, мозаики израильской художницы Иланы Шафир. Она не получила никакого специального образования, но с детства была твёрдо уверена, что будет заниматься мозаикой. Их она создаёт из камней, стекла, осколков керамики, ракушек и кораллов.
Такое разнообразие материалов формирует удивительные визуальные эффекты и заставляет медитативно и внимательно всматриваться в каждую деталь. Шафир не делает никаких предварительных эскизов и потому считается автором направления «спонтанной мозаики». Для того чтобы начать процесс, ей достаточно лишь взглянуть на один необычный кусочек камня или керамический осколок, и картина рождается сама собой, ведь, по мнению художницы, у мозаики свои собственные правила и своя логика.
Ощущение новизны придаёт необычные сочетания материалов и их объёма, яркая цветовая палитра, но, в целом, общая технология ничем не отличается от традиционной. Кроме того, стоит учесть и региональный аспект: выбор средиземноморской цветовой гаммы продиктован географическим положением Израиля – с морем, песками, солнцем. Если перенести эту же мозаику, например, в Екатеринбург, то, вполне возможно, мы не получим такого же психоэмоционального эффекта – она затеряется в уральской серости, да и ракушки будут тут неуместны.
Вторым ярким примером современной мозаики являются работы немецкого художника Дитмара Вурволда (Dietmar Voorwold). Красивые пляжи и впечатляющие своей красотой и мощью пейзажи Шотландии вдохновили его на создание мозаичных произведений из листьев и камней. Композиции варьируются от самых простых до причудливых геометрических структур на грани оптических иллюзий. По своей внутренней организации и ритму они напоминают буддийские мандалы. Так как мозаики автор выкладывает без каких либо эскизов, подобно Шафир, можно предположить, что для него они и вправду обладают медитативным свойством.
И снова здесь можно говорить о локальности – местные материалы, естественное освещение и встроенность в ландшафт играют не последнюю роль в целостном восприятии работ Вурволда. А что касается техники, то можно вспомнить мозаики из камней-голышей в открытых двориках домов, которые древние греки делали ещё в V веке до н. э.
Канадские художники Наоми Зеттл (Naomi Zettl) и Андреас Кунерт (Andreas Kunert) занялись ландшафтным дизайном в 90-е годы. Андреас всегда тяготел к камню как к материалу и искал новые возможности его использования и придания камню сочленённой формы. Всё началось с дизайна дорожек, а закончилось облицовкой фасадов и оформлением интерьеров сложными орнаментальными композициями. Характерные для художников волны выглядят настолько объёмными и реалистичными, что их визуальный эффект закручивания по силе сопоставим со «Звёздной ночью» (или «Турбулентностью») Ван Гога.
Несмотря на то, что в наше время развиваются технологии и, безусловно, они не обходят стороной и мозаику – изменяются грунты, меняются материалы и техники, – но сама концепция этого вида искусства остаётся неизменной. Мозаика являет собой прекрасный пример гармоничного сочетания традиционного и инновационного, природного и рукотворного. И Илана Шафир права – мозаика имеет свою логику, свои собственные законы. Она зарождается изнутри, вне времени, но в контексте определённого, органичного ей, пространства.
Комментарии