Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
25 декабря 2017 г.

Современный российский дизайн. Предметы. Часть I

2017 год, бесспорно, войдёт в историю отечественного дизайна. Потому что наконец-то — началось! В течение года по всей стране (а не только в Москве и Петербурге — что тоже весьма показательно) прокатилась волна выставок и мероприятий, посвящённых российскому предметному дизайну. Честно говоря, мы даже не представляли, что у нас уже такое огромное количество молодых талантливых дизайнеров, способных не только проектировать, но и создавать в материале, и производить в достаточных количествах современные вещи для современных интерьеров. И если раньше авторы были теми самыми «пророками в своём Отечестве» и выставляли свои работы в основном на европейских выставках (кстати, весьма успешно) и лишь эпизодически у нас, то теперь, видимо, настал качественно новый этап в развитии российского дизайна.

Дизайн-студия Elnik. Светильник «Лемех», впервые представлен на выставке «Культура быта. Север» в сентябре 2017 года

Дизайнер Глафира Михайловна. Светильник «Кижи», впервые представлен на выставке «Культура быта. Север» в сентябре 2017 года

Этой осенью в Кронштадте прошла интереснейшая выставка «Культура быта. Север», посвящённая современному переосмыслению народных традиций. В сентябре-октябре в Тобольске в составе экспозиции «История российского дизайна 1917-2017» были представлены лучшие образцы периода 1990-2017 годов. Познакомиться с новыми разработками отечественных дизайнеров можно было на выставке «Материализация», открытой во Владивостоке в течение пяти месяцев. В июле в Парке ремёсел на ВДНХ состоялся Фестиваль российского промышленного дизайна. Ну и, конечно, важную веху обозначил большой проект в рамках XXII Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва 2017, прошедшей в мае, — «Интерьеры и предметы. Современный российский дизайн».

Впервые на событии такого масштаба в отдельном зале были собраны работы отечественных авторов за последние 5 лет. В подавляющем большинстве это реальные предметы из дерева, стекла, пластика и других материалов, часть экспозиции занимали стенды с проектами студентов Школы дизайна «Детали».

Общей тенденцией мы бы назвали применение натуральных материалов и аскетизм форм представленных образцов, что соответствует мировым тенденциям и востребовано среди заказчиков. Каждый из предметов решает не только эстетическую задачу, но и предлагает новое технологическое решение: в применении материала, функционировании в интерьере, оптимизации в изготовлении.

Стулья и кресла

Кресло-плед COLE в розовом и сером — это дипломный проект Ксении Алфёровой, выпускницы Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова. Кресло было разработано для мобильных кафе и фестивалей, проходящих на открытом воздухе. В обычном состоянии «уши» пледа висят с обеих сторон, в эксплуатируемом — загибаются внутрь и служат одеялом для сидящего в кресле. Ткань «встроенного» в конструкцию покрывала непромокаемая, непродуваемая и легко моется. Естественно, функциональность предмета выходит за рамки целей проекта и позволяет использовать Cole не только в общественных местах, но и на частной территории: в саду, на веранде, на балконе и где там ещё вы обычно наблюдаете за закатом и отдыхаете в кругу друзей.

Ксения Алфёрова. Кресло-плед Cole

SAGANO — серия вещей из бамбукового шпона, придуманная дизайнером Алисой Минкиной. На выставке можно было увидеть (и изучить с пристрастием) стул, журнальный стол и подвесной светильник. Технология изготовления состоит из нескольких этапов: получение шпона, сворачивание его в бобину, формирование из бобины нужного объёма. Поэтому все предметы в основе имеют круг или полукруг. Сиденье выставочного стула заключено в «раму» из мягкого материала с наполнителем, в других версиях стул может быть полностью бамбуковым, включая спинку.

Алиса Минкина. Стул Sagano

Ещё один деревянный проект с явным уклоном в экологичность — кресло BIZON. Тут, пожалуй, очевидна связь с органическим направлением в дизайне и глубже — со стилем модерн эпохи Шехтеля и Гауди. Помимо смелости форм, кресло привлекает качеством материалов — витиеватый каркас сделан из прочного массива дуба, а сиденье — из кожи. Авторы — студенты кафедры «Дизайн мебели» Художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова — Быковская Татьяна и Бацман Анна, потрудившиеся на славу под руководством своих преподавателей Золотухина Л.М. и Чебурашкина К.Н.

Быковская Татьяна, Бацман Анна. Кресло Bizon

На стенде с проектом кресла AVOCADO написано: «only for kids», и это значит не то, что больше никому нельзя, а то, что оно соответствует именно детскому мировосприятию. В нём можно сидеть, лежать, играть, читать, прятаться, поворачивая нужной стороной, перекатывая с боку на бок, как мягкую гладкую капсулу. В основе формообразования — биоморфный подход, стилизация половинки авокадо без косточки. Наблюдательная студентка Школы дизайна «Детали» Мария Белова сохранила даже природный цвет ягоды, что добавило реалистичности и усилило игру с масштабом.

Мария Белова. Кресло Avocado

Табуретки и барные стулья, несмотря на свою конструктивную простоту (а может, как раз и благодаря ей), давно стали благодатным полем для дизайнерских манёвров.

Табурет с говорящим названием LISICHKA действительно очень похож на одноимённый гриб, причём во всех трёх цветовых вариантах: оранжевом и прозрачном из пластика и коричневом из массива бука. Его придумала дизайнер Лидия Гриц из МГХПА им. С.Г. Строганова — основываясь не только на эстетических ассоциациях, но и на технологической эффективности (пластиковые табуреты имеют литьевую конструкцию), а также утилитарности изделия: табурет лёгкий, компактный и удобный для транспортировки.

Лидия Гриц. Табурет Lisichka

Завершают наш «хит-парад» мебели для сидения барные стулья STELS, изготовленные из фанеры ФСФ толщиной 18 мм. Фанера состоит из 13 слоёв берёзового шпона, переклеенных крест-накрест, что даёт предметам прочность и долговечность, сопоставимую с изделиями из металла. Авторы Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер предлагают восемь разных вариантов отделки, среди которых шпонирование поверхности дубом с последующим нанесением масла либо покраска эмалью разных цветов.

Дмитрий Лагутин, Марьяна Вечер. Барный стул Stels

Мебель для хранения

Известный своим суровым северным характером бренд SOHA Concept — один из удачных вариантов интерпретации традиционного русского стиля. Предмет с лаконичным названием ШКАФ #1 спроектирован художником Денисом Миловановым, сделан вручную из массива дуба и выварен в льняном масле. Несмотря на экстравагантный внешний вид, он не превращается в сугубо декоративный предмет, а имеет полноценную функцию мебели для хранения.

Денис Милованов. Шкаф #1

Комод BIG WOO с зигзагом на фасаде — результат творческой деятельности дизайнера Kola Ootro. Корпус комода изготовлен из МДФ, «головоломку» на фронтальной части составили из натурального дубового шпона с яркими контрастными торцами. Пять ящиков разного калибра, выкрашенные внутри в красный цвет, — оптимальное соотношение удобства и эмоциональности, необходимые для такого предмета.

Kola Ootro. Комод Big Woo

Ещё один комод с украшенным фасадом под названием XO придуман в известной дизайнерской студии Archpole. Резной орнамент одновременно и прост, и сложен: авторам удалось найти ту оптимальную меру украшения для современного предмета мебели, которая не утомляет информативностью, но даёт необходимое разнообразие.

Дизайн-студия Archpole. Комод Xo

Этажерка из серии «ПРОФИЛЬ» (куда входит также стол руководителя, о котором мы расскажем чуть позже) сделана из фанеры и отделана углепластиком — сверхпрочным и сверхлёгким карбоном, что существенно повышает эксплуатационные свойства мебели. Автором целенаправленно сделан упор на чистоту формы, очевидность архитектоники конструкции и отсутствие внешнего декоративного доминирования.

Владимир Кузьмин. Этажерка «Профиль»

Продолжение обзора читайте во второй части статьи.

Предлагаем ознакомиться с обзором:

Современный российский дизайн. Поиск национального стиля. Часть I

Современный российский дизайн. Поиск национального стиля. Часть II

Современный российский дизайн. Поиск национального стиля. Часть III


Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта