Живые крыши: от мала до велика
Софтминимализм в интерьере: универсальный стиль XXI века
Что будет, если соединить аскетизм и гламур в дизайне? Строгую геометрию и отделку золотом? А вот что.
Вечная проблема всех семейных заказчиков – это разность взглядов на общий стиль. Мужчинам, как правило, нравится все угловатое, неяркое и очищенное от декора, женщинам – мягкое, теплое и цветное. Как решить эту проблему? Хороший способ – предложить клиентам стиль под названием «софтминимализм». Он еще совсем молодой, только формируется, но уже подает большие надежды – именно в силу того, что учитывает и мужской, и женский подход. При этом оба аспекта не растворяются в бесформенном общем, и универсальность не становится безликой. Что же это за волшебный стиль, спросите вы? Давайте разбираться.
Общая характеристика стиля
Софтминимализм начал формироваться как отдельное направление в 2000-х годах на стыке двух противоположных стилей – минимализма и ар-деко. От первого он взял философию идеальной формы и функциональность, от второго – видение красоты в различных материалах. От минимализма софтминимализм отличается большим разнообразием: расширяется цветовая гамма за счет появления теплых оттенков, добавляются дорогие текстуры, общая идеология смещается в сторону презентабельности. В отличие от ар-деко софтминимализм более сдержан и строг: вместо демонстрации роскоши стремится показать богатство природных материалов и отменный художественный вкус хозяев дома, черно-коричневая палитра меняется на бело-бежевую, и уходит этническая составляющая. Кратко софтминимализм можно охарактеризовать как «мягкий, нежный, теплый минимализм». В англоязычном дизайне такие интерьеры называют еще «glamour minimalist interior», подчеркивая «глянцевость» стиля – не только в переносном, но и в прямом значении. Об этом мы тоже поговорим чуть ниже.
Планировка
Соотношение форм и объемов традиционное для модернизма – функциональное, подход архитектурный, а не декоративный. Компоновка стен и мебели должна следовать за функцией, а красота извлекаться из идеальной композиции, в которую складываются элементы интерьера. На практике это означает отсутствие криволинейных пространств и витиеватых линий в отделке, математический расчет траекторий движения и расстояний, продуманное по нормам эргономики зонирование, отправной точкой которого является человек, а не дорогой и редкий арт-объект.
Цвет
Основа цветового решения – белый цвет и различные комбинации теплых оттенков: бежевых, коричневых, песочных, золотых, медных. Цвета светлые, природные, ненавязчивые. Немного особняком стоит ахроматический вариант, когда сохраняется привычная для минимализма гамма – черно-белая, иногда максимально контрастная, иногда в серых градациях.
Буйства красок не наблюдается, даже в акцентах. Ими, как правило, становятся оттенки из того же диапазона, что и основа. Иногда можно встретить зеленые и синие диванные подушки или ножку журнального столика из бирюзового стекла, но это, скорее, исключение, небольшая вольность в интерпретации стиля. В целом, гамма очень комфортная и уютная, по сравнению с холодным минимализмом и с жарким ар-деко.
Материалы
Главная особенность стиля – использование необычных, редких, дорогих материалов и их качественных имитаций в качестве композиционных доминант. Именно богатство природных текстур на нейтральном фоне придает интерьеру индивидуальность и служит для него элегантным украшением. Перечислим основные типы редких материалов, применяемых в софтминимализме.
1. Натуральный камень: оникс, гранит, травертин, мрамор, известняк, сланец, кварцит. Из них делают настенные панно, кухонные фартуки, столешницы, используют для облицовки стен, колонн и пола.
2. Экзотические породы дерева: палисандр, эбеновое дерево, зебрано, тюльпанное дерево, кокосовая пальма, тик, венге. Применяют для отделки пола, стен, мебели, дверей, карнизов и зеркальных рам. В ход идет как массив, так и шпон.
3. Благородные металлы и их технологичные имитации: золото, медь, серебро. Способы «введения» в интерьер – от покрытых позолотой панно во всю стену до блестящих подвесных светильников, изготовленных из пластика и покрытых металлизированным медным лаком. Используются дозировано, не более одной-двух фокусных точек на помещение.
4. Необычный текстиль : покрывала из меха, ковры с длинным ворсом, настоящие шкуры животных; шерсть мериноса, однотонный атлас, шелк. Можно отметить, что в софтминимализме текстиль вообще используется смелее, нежели в минималистском интерьере: тут и шторы, и покрывала, и ковры, и все сразу.
5. Кожа : телячья, свиная и коровья безупречной выделки, змеиная, страусовая, крокодиловая, кожа пони, акулы и даже ящериц. Чаще всего кожа используется для мебельной обивки, для отделки изголовья кровати, стенных панелей, напольной плитки, а также для декоративных вставок на мебели и предметах. Новинка последних лет – рыбья чешуя, которую специальным образом обрабатывают: удаляют жир и запах, смягчают и покрывают лаком. В обиходе также материалы-имитаторы и качественные обманки – например, керамическая плитка под крокодиловую кожу.
Отдельно стоит сказать о глянце . Он не относится к дорогим, редким или необычным видам отделки, но, тем не менее, добавляет интерьеру респектабельности (или «гламура», в зависимости от количества). Глянцевая мебель – характерная примета стиля, она сразу делает минималистичный интерьер более торжественным и женским.
Мебель
Мебель прямого силуэта, современная, удобная, эргономичная – достижение XX века; никаких классических резных орнаментов или рокайлей. То, что она обита кожей или частично отделана золотом, как раз и придает ей необходимое изящество и элегантность. Поэтому дополнительных красот в виде вычурных форм не требуется, иначе баланс будет непоправимо нарушен.
Декор
Украшения редкие, но меткие. Как правило, это один предмет на нейтральном фоне: панно оникса с подсветкой в качестве кухонного фартука; журнальный столик, сложенный из кусков настоящего мрамора; меховая шкура, медная полка, золоченая тумба. Как можно заметить, все примеры декора функциональны – это предметы мебели или детали интерьера, предназначенные для удобства и комфорта.
Картины, постеры и всякая сугубо декоративная мелочевка не приветствуются, хотя строгого запрета на их использование не существует. Как известно, нет абсолютно «чистых» стилей, тем более, когда эти стили еще только формируются. В любом случае, сюжетные или абстрактные изображения должны гармонировать с минималистичным подходом к стилю и не быть настолько яркими, чтобы перебивать все остальное. Потребность в разнообразии, уюте и эмоциональности удовлетворяется здесь прежде всего при помощи природных материалов и необычных текстур.
Философия
Софтминимализм – детище XXI века, предшественник экостиля, брат контемпорари, японского и скандинавского стилей. Все они похожи, но имеют свою специфику. «Мягкий минимализм» отличается от современных стилей бОльшим разнообразием отделочных «ресурсов», дороговизной и элитарностью. Он функционально ориентирован на современность, любит все новое и технологичное, но средства при этом предпочитает классические и экзотические. Это новый уровень понимания интерьерного великолепия, когда и сам владелец дома, и его гости знают меру настоящей красоте и умеют избежать безвкусицы.
Двойственность софтминимализма – простота формы и сложность текстур – создает хорошие предпосылки для решения вечного спора мужей и жен, позволяя гармонично примирить мужской и женский взгляд на интерьер.
Комментарии