Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
12 апреля 2018 г.

Символизм выразительности. О чём говорит Гётеанум?

«Искусство – это раскрытие тайных законов природы, которые человеческая душа не может познать иным способом…»

И. В. Гёте 

Сильные и жизнеспособные идеи и мысли требуют выражения. В поисках фраз для выражения гений творит символы. Культура – медиальное смысловое пространство – говорит на языке символов.

На языке символов говорит архитектура.

Вряд ли мы найдём в истории зодчества произведение, чьи формы не отливались бы по образу высоких идей, чьё достоинство не обнаруживало бы в конечном счете стремления к прекрасному и разумному.

Гётеанум – очередная глава архитектурной летописи. Его стиль – это его язык. Язык своеобразный, со своей стилисткой и грамматикой,сначала непонятный – требует перевода.

О чём говорит Гётеанум? 

Часть 1. Рождение Гётеанума 

Предпосылки к возникновению 

Архитектура Гётеанума возникала под воздействием двух факторов. Первый – архитектурная тенденция того времени, второй – антропософские концепции Рудольфа Штайнера – идейного вдохновителя и создателя архитектурного проекта.

В условиях экспансии научно-технологической революции вызревает архитектура модерна. Когда технократия отчуждает человека от самого себя и природы, превращает его в переменную глобального стандартизированного производства, в искусстве начинается реакция. Формальные и эстетические поиски художников модерна вращаются вокруг национально-культурной уникальности и естественности флоры и фауны. Архитекторы бегут прямых углов и жёсткого геометризма, декоративно-художественная сторона модерновых зданий отражает буйство раскованной фантазии и чувственности.

В предчувствии трагедий Первой мировой войны к эстетическому сопротивлению присоединяется интеллектуальное. Философы, сокрушаясь об умершем Боге, сопротивляясь детерминизму силлогизма и рациональности, возвращаются, если не к человеку, то, во всяком случае, к чему-то более живому, чем логическая конструкция.

В русле этих настроений рождается и антропософия,основной идеей которой становится гармонизация человеческой жизни в соответствии с высокими идеалами гуманизма. Штайнер и последователи культивируют человека-творца, каковым он понимался в эпоху Возрождения. Такая личность гармонично сочетает духовность и научное знание, телесное и чувственное, он просвещён и эстетически чуток.

Для того чтобы приблизить человека к идеалам Ренессанса, доктор Штайнер разработал набор практических методов, включающих своеобразные сценические постановки: мистерии и эвритмии. 

В дополнение к ним, инструментами воспитания служили лекции, обучение наукам и занятия в мастерских. Но для всего этого нужно помещение, причём такое, которое бы дополняло и усиливало действие практик.

Так возникла потребность в Гётетануме. 

Первый Гётеанум – второй Гётеанум 

Первое здание было построено в 1919 году в швейцарском Дарнахе. Сооружение состояло из двух цилиндрических объёмов разного диаметра, перекрытых разновеликими куполами. 

Этап строительства 

Богато декорированные резьбой каркас и фасады были изготовлены из американского дуба, интерьеры – из красного бука. Всё это покоилось на бетонном основании, служившим также первым этажом. 

Свободное расположение на холмах позволило создать выразительный объём без оглядки на историческую застройку. 

В ночь на 1 января 1923 года Гётеанум сгорел. К счастью, он был застрахован, и выплаченная сумма дала толчок к строительству нового здания. 

В 1925 году, после долгой работы над проектом, на том же месте началось возведение второго здания. Завершилось строительство в 1928 году, когда Штайнера уже не стало.

Новый проект был построен в монолитном железобетоне. Современный материал существенно повлиял на стиль. Если в первом здании деревянная сердцевина создавала мягкую текучесть формы, то пластические свойства железобетона дали скульптурную свободу с множеством резких изгибов и переходов, игрой вогнутых и выпуклых поверхностей. 

Гётеанум в свете модерновой и органической архитектуры 

Хоть Гётеанумы и возникают в то время, когда модерн сходит с архитектурной сцены и,как стиль, они принадлежат органической архитектуре,всё же в корне они имеют модерновое миропонимание. 

Как пример – Ван де Вельде – один из отцов модерна и его театр Веркбунда, формы которого ассоциируются с пластической тектоникой Гётеанума 

Тем не менее есть одно но. Архитектура модерна преимущественно декоративна – независимый от интерьера фасад играет роль живописного полотна. И здесь уже не важно какие стилистические приёмы, вариации орнамента и архитектурные элементы лежат в основе. Важно то, что модерн в конструктивном отношении в архитектуру не приносит ничего нового, она не изменяется со времён эклектики.

Гетёанум, напротив, имеет важный формообразовательный принцип – любая форма, элемент или часть декора являются необходимой частью целого. Оболочка непосредственно и органически связана с внутренним пространством.

Под органическим Штайнер понимал то же, что за океаном понимал Ф. Л. Райт – цельность композиции, гармоническое соотношение частей и целого, «вызревание» архитектурного проекта «изнутри наружу», то есть непосредственно из жизненной необходимости.

Другими словами, «каждая часть здания расположена на том месте, где ей и следует быть, подобно тому как всякая часть человеческого тела имеет своё местоположение относительно органичного целого».

Кроме того, в архитектуре Штайнера нет аналогий и заимствований из физиологической и геологической жизни природы, какие были тогда в ходу. Например, в берлинском театре Ганса Пельцига – зал со сталактитами, «Башня Эйнштейна» Э. Мендельсона – репрезентант песчаных дюн, многочисленные постройки Гауди с морскими берегами, ракушками, волнами и пр. (впрочем, с Гауди их многое связывает). 

Зал со сталактитами

«Башня Эйнштейна» 

Для архитектурных идей Штайнера природа была чем-то вроде идеальной модели, прообраза, творческого принципа, который надо понять. Если у природы как зодчего есть какие-либо принципы, правила и законы строительства, то они и должны быть положены в основание архитектуры Гётеанума. И в этом пункте он следует духовным и естественно-научным концепциям Гёте.

Отсюда и название – Гётеанум.

Продолжение следует. 


Текст: Миронов Денис

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта