Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
7 апреля 2017 г.

«Проходная» городов

Улицы вплетают здания и постройки в городскую вязь, дают человеку возможность ориентироваться и передвигаться в окружающей его архитектуре. Но они же способны пугать своей запутанностью, загромождённостью, раздражать грохотом проезжающих автомобилей и бетонной серостью. Поэтому сегодня человек нуждается в безопасных, в том числе пешеходных, уютных и озеленённых проспектах. Архитекторы, занимающиеся ландшафтным проектированием транзитных пространств, должны помнить о зонировании, формировании привлекательности и создании образа места.

Проект реконструкции центральной улицы Портленда (США) Portland Mall стал самым масштабным в стране и получил премию Американского общества ландшафтных архитекторов (ASLA) в 2012 году.

Улица тянется на 4,5 километра и связывает шесть районов города, в которых находятся важные инфраструктурные объекты. Одной из главных задач архитектурной фирмы «ZGF Architects LLP», разработавшей проект, было учесть и разграничить различные зоны транзита так, чтобы каждый участник уличного движения смог заниматься своими делами в комфортных условиях. Разные виды деятельности сосуществуют на Portland Mall в одном пространстве, не мешая друг другу. На ней есть полосы движения для пешеходов, велосипедистов, автомобилей, трамваев и автобусов.

Более 500 деревьев центральной улицы выполняют функцию «живого навеса». С помощью природных элементов проектировщики решили несколько задач: достигли чёткого зонирования, озеленили проспект и логично разместили малые объекты (скамейки, урны, вазоны и так далее). Все мелкие элементы стилистически объединяются с помощью освещения. Таким образом пространство Portland Mall стало оптимально организованным и экологически устойчивым. А кафе, магазины и места отдыха создали привлекательную для горожан атмосферу, предлагая им попутное обслуживание и предоставляя возможность для общения в изолированных от транзита участках уличного пространства.

Одна из главных улиц Барселоны Рамбла (Rambla de Prim) – место, где главным является пешеход, а не автомобиль. Это ещё один хороший пример эффективного зонирования с помощью природных элементов. Проезжие части, расположенные по обеим сторонам центральной пешеходной дороги, отделены тремя ярусами озеленения – кустарниками и деревьями разной высоты. Уличное пространство максимально функционально. Здесь размещаются и детские площадки, и автостоянки, и места для отдыха рядом с фонтанами. На всём протяжении бульвара предусмотрены беговая дистанция, велодорожки, скамейки.

Идеальными для людей с точки зрения безопасности могут стать пешеходные пространства, не пересекающиеся с транспортными потоками. Олимпийский скульптурный парк в Сиэтле (Olympic Sculpture Park), США, представляет собой Z-образную аллею. Она проходит над автомобильными и железнодорожными путями и плавно спускается к морю, соединяя таким образом жилые районы города с набережной. Это не только транзит, позволяющий миновать автомобильную зону, но и украшенная скульптурами аллея для прогулок, с которой открываются прекрасные виды на залив Пьюджет-Саунд. Создание подобных бестранспортных зелёных пространств обеспечивает для пешеходов и велосипедистов доступность среды, а также позволяет органично вплести природные элементы в город.

Транспортные пути занимают сегодня большую часть многих улиц, поэтому ландшафтная архитектура должна уделять внимание их проектированию. Во французском Бордо создана сеть выделенных трамвайных линий общей длиной 43 км. Пути покрыты газоном и окружены деревьями, а стилистически единообразными их делают продольные металлические вставки, обеспечивающие плавность хода трамвая.

Последний аккорд ландшафтного проектирования транзитных пространств – это придание им привлекательности. Набережная стокгольмского жилого района Hammarby (Швеция) – это неширокая (около двух метров) дорожка с деревянным настилом, окружённая тростником и деревьями плакучих форм. Гармонично подобранные природные и искусственные материалы делают из этой улицы место для неторопливых прогулок, пробежек или пешеходного транзита. Светлое дерево хорошо сочетается с серебристыми кронами ив, а густые заросли тростника и гнездящиеся на берегу водоплавающие птицы создают эффект полной естественности этого фрагмента природы.

Транзитные пространства играют особую роль. Это не отдельные объекты – здания, парки, площади, − куда посетители приходят целенаправленно. Это «проходная» городов, где люди оказываются по разным причинам, но все они хотят ощущать комфорт и безопасность, прокладывая свою дорогу через конкретную улицу. Люди, в особенности, ландшафтные архитекторы, должны помнить, что они сами создают свой уличный путь. Каким он будет: привлекающим или пугающим – решать нам.

Читайте также:

Здания, которые вы не узнаете

Как расколоть скалу и построить город

Леонид Салмин: «Архитектура и градостроительство начинаются с детского умения оживлять пустоту»


Текст: Фокина Ирина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта