Живые крыши: от мала до велика
Принц указывает архитекторам, как строить
Чарльз, принц Уэльский, поделился «геометрическими» принципами современной архитектуры.
10 принципов современной архитектуры вызвали бурную дискуссию в профессиональной среде. Принц (кстати, магистр искусств и основатель архитектурного фонда своего имени – The Prince's Foundation for Building Community), посвятил вопросам современной архитектуры целую статью в журнале The Atchitectural Review.
В статье принц признается, что его всегда волновало планирование городов, созвучных человеку и природе. Взгляды принца довольно консервативны и во многом отвечают современным представлениям об архитектуре.
Чарльз пишет, что он никогда не хотел вернуться в некий Золотой век, и все его чаяния устремлены в будущее: «К 2050 году нам угрожает прирост населения на 3 миллиарда человек, и всем им где-то нужно будет жить. Архитекторы же и городские планировщики будут играть ведущую роль в разрешении этой проблемы». Как утверждает принц, пришло время взглянуть на мир «зрелым взглядом».
Все рассуждения Чарльза сводятся к естественной красоте. Он приводит в пример цветок розы, который мы, не задумываясь, считаем красивым. По мнению Чарльза, то же самое мы испытываем при взгляде на окна-розы в излюбленной англичанами готической архитектуре. Для принца традиционалистские архитектурные приемы в символической форме выражают естественную взаимосвязь вещей.
Чарльза огорчает то, что в течение XX века в городах появилось множество зданий, по его мнению, нарушающих некие вневременные, универсальные законы природы, и что их непременно нужно открывать заново. Принц считает, что нужно вернуться к концепции «улицы», где все друг друга знают, а приоритет отдается пешеходам. В идеальном городе нет четкого деления на районы для жизни и отдыха, работы и покупок. Нужно делать гораздо больший акцент на использовании местных материалов и местных архитектурных традиций, а не гнаться за модными архитектурными веяниями. В результате, по замыслу Чарльза, должны получиться общности людей, привязанных к определенному месту и разделяющих единые ценности.
Далее принц называет 10 «геометрических» принципов, основная цель которых – соединить новое и старое. Цитируем:
«1. Девелопмент должен внимательно относится к земле. Вторгаться в ландшафт не следует.
2. Архитектура – это язык. Мы должны придерживаться грамматических правил, иначе архитектура будет изобиловать диссонансами и беспорядком.
3. Масштаб – это также ключевой момент. Причем здания должны соответствовать не только человеческим пропорциям, их масштаб должен коррелировать с размером соседствующих строений и элементов. Слишком много городов было испорчено случайными непропорционально большими зданиями и плохо отличимыми друг от друга постройками без какого-либо общественного значения.
4. Гармония – это сочетание частей. Любое здание должно гармонично взаимодействовать с окружением, что, однако, вовсе не подразумевает однообразия. Богатство черпается в разнообразии, как о том свидетельствует природа, но во всем должна присутствовать логика, проявляющаяся во внимании к деталям вроде дверных проемов, балконов, карнизов и оград.
5. Создание хорошо спроектированных огороженных пространств. Пространства, ограниченные зданиями, не только визуально более привлекательны, но они также способствуют прогулкам и внушают чувство большей безопасности, нежели кластеры раздельных домов, поставленных под острыми углами друг к другу.
6. Материал также очень важен. Соединенное Королевство, как и остальные страны, испытывает зависимость от невыразительных, стандартизированных материалов. Слишком много бетона, пластика, алюминия, стекла и стали, которые лишают здания характера. Нужно опираться на местные материалы и региональные традиционные стили, чтобы постройки соответствовали особенностям местности.
7. Дорожные знаки, освещение и энергоносители. Ими легко злоупотребить. Необходимо убрать под землю как можно больше проводов и ограничить количество знаков. Пример Паундбери показывает, что вполне реально убрать почти все дорожные знаки путем использования естественных преград – изгибов дороги, площадей или деревьев, заставляющих водителей снижать скорость.
8. Пешеход должен быть в центре внимания. Улицы необходимо очистить от машин.
9. Компактность. Пространство превыше всего, но мы не должны прибегать к строительству высотных зданий, способствующих отчуждению и изоляции. Я верю, что от террас и особняков гораздо больше пользы. Взгляните на шарм и очарование таких мест, как Кенсингтон или Челси, и вы поймете, о чем речь. А ведь эти районы самые густонаселенные в Лондоне.
10. Гибкость. Жестко регламентированное привычное нам дорожное планирование и правила дорожной инженерии сводят все вышесказанное к нулю, но я обнаружил способы внести гибкость в эти схемы и рад сообщить, что многие инновации, испробованные нами в течение последних 20 лет, теперь собраны в национальном инженерном справочнике The Manual For Streets».
Британские архитекторы по-разному отреагировали на эти 10 принципов. Патрик Линч, глава Lynch Architects, согласился с принцем: «Архитектура всегда была предметом со своей историей и традициями, которые сегодня во многом игнорируются. Вопрос, на который нужно ответить, – насколько эта проблема важна для нас сегодня, и как практически применить теоретические знания, часто сокрытые или даже оккультные?».
Принципы вызвали также и негативную реакцию. Алистер Скотт, профессор ландшафтного планирования Бирмингемского университета, прокомментировал их так: «Все примеры, приведенные принцем Чарльзем, ясно свидетельствуют об его элитизме и недостаточном внимании к проблемам «крестьянства». Я убежден, что на повестке дня – вопросы доступности, социальной справедливости, и нам нужны комплексные взгляды, основанные на принципах эгалитаризма».
Елена Блинова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, доцент СПГАИЖСиА им. И.Е. Репина (Санкт-Петербург):
– Это никакие не принципы, а предложения, причем обывательски верные, очень смахивающие на заявления собрания жителей муниципального округа по вопросам очередной точечной застройки. Тезисы правильные, но изолированные, не решаемые системно. По всей видимости, самое интересное – в справочнике, на который ссылается принц Чарльз. Наверное, там есть системные предложения.
Комментарии