Живые крыши: от мала до велика
Преломление восприятия: Джеймс Таррелл
Художник Джеймс Таррелл (James Turrell) – важная фигура современного искусства. Он работает со светом около пятидесяти лет и смотрит на него как на материал и субстанцию, которую нельзя потрогать руками, но можно увидеть, почувствовать и превратить в форму.
Материал Таррелла – не только световой поток, но и пространство, в котором свет существует. В работах этого художника и мыслителя важен не только эстетический, но и духовный опыт: несмотря на отсутствие буквальной тактильности, его работы связаны именно с ощущениями человека и интенсивностью его внутренних переживаний.
«Pullen (white)», 1967
Джеймс Таррелл родился в Лос-Анджелесе в 1943 году. Описывая его творческий путь, все источники традиционно начинают с диплома по психологии, а также с обучения по программе Studio Art в одном из калифорнийских университетов, во время которого он сошёлся с группой молодых художников «California’s Light and Space Movement».
«Enzu», 1967
Первые работы Таррелла – геометрические объёмы, созданные с помощью перекрёстных проекций галогенового света, – были осуществлены в стенах Mendote Hotel, где художник арендовал студию с 1966 по 1972 год.
«Afrum pale blum», 1968
«Ondo pink», 1968
«Rondo blue», 1969
В 1972 году художник купил большой участок земли на юго-западной границе аризонской Цветной пустыни и занялся масштабным проектом, который длится до сих пор: преобразованием кратера Роден, существующего на месте потухшего вулкана. Таррелл преобразовывает кратер в масштабное произведение искусства: природная обсерватория, которая должна там появиться – это кульминация непрерывных исследований художника в области визуального и психологического восприятия человека. Кратер Роден – это контролируемая среда для переживания и созерцания света, что-то вроде природной обсерватории.
Кратер Роден, Цветная пустыня (PaintedDesert), Аризона
Кратер продолжает традицию американского ландшафтного искусства, начавшегося в 1960-е: чтобы увидеть экспонат, к нему необходимо приехать в отдалённое место. Эта глобальная работа Таррелла, так далеко расположенная от отвлекающих антропогенных факторов, связана с исследованием того, как мы видим свет в разных контекстах – природном и намеренно созданном.
Внутреннее устройство кратера Роден
Говоря о своих работах, Джеймс Таррелл объясняет, что человек по-прежнему сохраняет свою первобытную связь со светом, начавшуюся с огня. Сегодня мы часто не замечаем света за повествованием, которое существует благодаря ему – так, например, происходит с кинематографом и телевидением. Именно поэтому художник в своих работах отказывается от объекта, от предмета восприятия, который отвлекал бы человека от главного: от световой материи. Таррелла занимает идея вещественности, телесности бестелесного.
Для того, чтобы поместить человека прямо внутрь световой материи, Таррелл часто прибегает к строительству замкнутых помещений-капсул, внутри которых зритель теряет ощущение верха и низа, границ, расстояния, и просто остаётся один на один с цветным светом огромного, ошеломляющего масштаба.
Отдельно стоящие кабины с инсталляцией «Ganzfeld», сделанные в разные годы
Важная часть таррелловских работ – их изменчивость: это не статичные экспонаты, а динамические, пульсирующие объекты, производящие разное впечатление в разные моменты.
Исследуя динамику световой материи, Таррелл ведёт работу не только с электрическим, но и с естественным светом, выходя в открытые пространства: в его арсенале, кроме работы с бескрайней пустыней, есть и проекты гораздо меньшего масштаба.
Sky Mass, 2003
StoneSky, долина Наппа, Калифорния, 2005
Почти все свои работы художник переделывает и развивает – за исключением самых первых. Исследования Таррелла не посвящены форме или ландшафту как таковым, но связаны с ними, и его глубокий и проницательный взгляд на пространственные трансформации и материальность может быть вдохновляющим для архитекторов и дизайнеров.
Скульптурные штудии разных лет
Для Таррелла искусство – это расширение физической реальности. Он бесконечно исследует возможности света и воплощает свои открытия в материале, показывая простые и невероятно красивые фокусы. Джеймс Таррелл нарушает привычные представления зрителя, погружая его в пространство восприятия, внутри которого человек обнаруживает много нового – и абсолютно реального. Работа со светом самим по себе – невероятно красивая и глубокая идея, ведь эта работа обнаруживает фундаментальное природное явление, на которое можно посмотреть под разными углами, и в то же время предлагает человеку обратить внимание на собственное восприятие и собственный взгляд.
Инсталляции «Akhob» , сделанные в разные годы
Работы Таррелла уже много лет экспонируются в разных частях мира, и удивительным образом оказываются понятыми везде: его эксперименты апеллируют к какому-то универсальному человеческому опыту.
В своих работах Таррелл ставит в том числе вопрос о том, что есть реальность, показывая зрителю, как она подвижна. Собственная версия художника состоит в том, что реальность – это консенсус, который может существенно меняться.
Узнать больше о Джеймсе Таррелле и его работах можно на сайте jamesturrell.com.
Комментарии