Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
3 ноября 2015 г.

Подмосковный Зеленоград

В конце 1950-х годов Никита Сергеевич Хрущев посетил с визитом соседнюю с СССР Финляндию. Охочий до западных заимствований, там он подсмотрел идею города-сателлита. Вдохновленный пригородом финской столицы городком Тапиолой, он решил создать нечто подобное и в СССР. Так появилась идея строительства Зеленограда как города-спутника Москвы, куда было решено перенести часть столичных промышленных предприятий. Собственно, предприятия, большей частью из области электроники, и стали центром городской застройки.

С приходом на пост главного архитектора Игоря Покровского, Зеленоград из города с типовыми жилыми домами вокруг заводов превратился в место с уникальными для советской архитектуры постройками, причем особый интерес вызывают даже не административные здания, а жилые. Например, в Зеленограде был построен самый длинный на тот момент жилой дом Москвы – так называемая «флейта», корпус 360. Собственно, «флейтой» его называл один из архитекторов здания Феликс Новиков (над зданием также работали Игорь Покровский и Григорий Саевич), а потом это название передалось в народ. К слову, вся остальная команда строителей между собой называла дом «колбаса Феликса», так что на устах у горожан сохранилось более поэтичное название.

«Флейтой» дом назвали за ритмичные выступы лестничных клеток, которые напоминают клапаны этого музыкального инструмента. Длина здания (516 метров) и отсутствие традиционного фундамента (дом стоит на опорах) не единственные новаторские идеи авторов.

Интересна и внутренняя планировка. Все квартиры в здании двухкомнатные, причем некоторые из них архитекторы сделали двухэтажными. В межквартирные коридоры для лучшего освещения и без того светлых, смотрящих на юг квартир, вывели окна коридоров и кухонь. Конечно, в 60-е годы, когда строилось здание, архитекторы не видели в этом никакой угрозы для безопасности жильцов, но сегодняшние жители «флейты» вынуждены ставить на эти окна решетки. Такой интересный дом, вошедший даже в зарубежные учебники по архитектуре, долгое время в Зеленограде был единственный – все остальные жилые здания были типовые.

К слову, эти типовые дома – первые образцы новых серий жилых домов – возводились сначала здесь, а уже потом, с исправлениями, в других районах столицы, а затем уже и других регионах страны. Так в свое время Зеленоград был всесоюзной экспериментальной площадкой.

Другая уникальная жилая постройка города появилась уже позднее, в 1990-е. Тогда были построены четыре здания из железобетонного монолитного каркаса с навесными декоративными вставками – дома-«кукурузы» (корпуса 1801–1804, автор – Александр Белоконь).

Среди зданий административного характера выделяется 28-этажное здание делового центра, находящееся на Центральной площади. Изначально оно планировалось как гостиница, но в связи с затянувшимся практически на 30 лет его строительством, назначение сооружения пришлось изменить. Авторами этого полностью отвечающего современным ему тенденциям советской архитектуры стали Ю.Матясов, В. Курочкин и Б. Зархи.

Рядом с деловым центром находится здание администрации – монументальное строение, отделанное мрамором, гранитом и травертином.

На этой же площади находится здание Дворца культуры, другой зеленоградский долгострой (работа над ним длилась практически 15 лет). Его отличительной чертой является оригинальная конструкция потолка, позволившая создать бесстолпные общественные пространства.

Если в вышеперечисленных объектах архитекторы ориентировались на работы советских коллег, то в 1970-е при строительстве института электротехники МИЭТ их вдохновил спроектированный известным финским архитектором Алваром Аалто комплекс Хельсинкского политехнического университета. Как и в проекте Аалто, учебные корпуса, библиотеку и спорткомплекс переходами объединили в один микрогород.

Пусть общее архитектурное видение было частично заимствованное, но многие инженерные решения были новаторские. Так была сконструирована специальная система штор, которые выдвигались из скрытых пространств подвесных потолков, вынося на себе светильники. Систему естественного освещения сделали в виде световых куполов. Таким образом, солнечные лучи хорошо освещали как библиотеку и аудитории, так и скульптурную композицию в вестибюле, выполненную по проекту Эрнста Неизвестного – самую крупную сделанную им в СССР. Размер рельефа составляет 1000 м2.

Помимо уникальной архитектуры, Зеленоград отличается и экспериментальной квартально-корпусной нумерацией домов. Правда, эксперимент оказался скорее неудачным – для местных жителей, а для гостей города тем более, найти нужный дом – задача не из легких. Поэтому желающим осмотреть все описанные выше достопримечательности стоит вооружиться картой. 


Текст: Утёмова Лидия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта