Живые крыши: от мала до велика
28 января 2015 г.
Первый Неизвестный
Подписано соглашение о реализации скульптурного проекта Эрнста Неизвестного «Маски скорби. Европа-Азия».
Наш эксперт: Игорь Николаевич Ганник, старший научный сотрудник Художественного музея Эрнста Неизвестного.
В мае 2014 года на «Ночь музеев» приезжала жена Эрнста Неизвестного Анна Грэхем. Тогда на приеме у губернатора она подняла вопрос о возобновлении работы над памятником, прервавшейся на 20 лет. Городские власти поддержали идею, и уже 20 января было подписано соглашение между Александром Якобом и представителем Эрнста Неизвестного Михаилом Петровым о разработке проекта монумента и установке закладного камня к юбилею скульптора.
Игорь Ганник:
– Речь не идет о том, чтобы сделать мемориал таким, каким он задумывался. А задумывался он как один из трех памятников, составляющих ансамбль «Треугольник скорби». Идея была такова: поставить «Маску» в Воркуте, в Магадане и у нас, потому что Свердловск был пересыльным пунктом.
В Воркуте до реализации проекта дело не дошло, в первую очередь, из-за его дороговизны. В Магадане мемориал поставили в 1996 году. Внутри центральной скульптуры был размещен действующий музей – копия тюремной камеры, а с обратной стороны 15-метрового монумента – распятие, смотрящее на бухту, также работы Эрнста Неизвестного. В Екатеринбурге же в начале 90-х годов было выбрано несколько мест для «Маски скорби». Сначала Эрнст Неизвестный предполагал поставить мемориал на транспортном кольце около гостиницы Исеть, но в ходе разработки проекта выяснилось, что из-за активного движения на этом участке и постоянных выхлопных газов бетон, составляющий основу скульптуры, стал бы довольно быстро разрушаться. Тогда место поменяли и в 1992 году заложили камень в аллее за Дворцом молодежи. Однако стечение множества обстоятельств экономического и внутригородского характера не дали проекту реализоваться. Гипсовую форму распилили на части и отправили в подвал художественного фонда. В 2005 году Эрнст Неизвестный нашел нового спонсора для установки памятника, но уже в Челябинске. Однако и этот проект не был завершен.
На данный момент гипсовая форма, сделанная в половину запланированной величины памятника, находится в Челябинском краеведческом музее. А в екатеринбургском Художественном музее Эрнста Неизвестного – муляж.
9 апреля этого года Эрнсту Неизвестному исполнится 90 лет. Этот факт стал одной из причин, побудивших городские власти возродить идею «памятника жертвам политических заблуждений», как называет мемориал сам скульптор.
Игорь Ганник:
– Анна (Грэхем. – Прим. ред.), представители скульптора и сам Эрнст Иосифович, безусловно, были согласны на установку мемориала. Более того, они категорически отказались от гонорара, лишь бы идея воплотилась в реальность. Стоимость проекта оценивается примерно в 85 000 долларов, что для такого памятника не много. Для сравнения, памятник Дягилеву в Перми работы Эрнста Неизвестного стоил 21 млн. 450 тысяч рублей – колоссальная разница. Все это, конечно, суммарные оценки, которые предоставила Анна.
По проекту, памятник будет установлен на 12 километре Московского тракта рядом с мемориалом жертвам сталинских репрессий. Екатеринбургская «Маска» называется «Европа-Азия», поскольку, в отличие от магаданского монумента, она двулика: одно лицо смотрит на восток, а другое – на запад.
Игорь Ганник:
– Была идея со стороны европейской маски сделать крест. Эрнст Иосифович договаривался с художниками, что на кресте установят светодиоды, и он будет как будто бы постоянно тлеть. Но впоследствии от этой идеи отказались.
Отметим, что памятник будет выполнен не в полную величину, как задумывалось изначально. Планируется сделать его шестиметровым, а на пути к мемориалу установить «скорбный частокол» из километровых знаков. Он начнется от бывшего здания НКВД, пройдет около кладбища павшим, которое находится на 1 километре Московского тракта, мимо Ивановской церкви, и далее таким образом будет отмечен весь путь к мемориалу.
«Маски скорби. Европа-Азия» станут первой работой Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге. Несмотря на то, что это родной город скульптора, к сожалению, по всей Свердловской области насчитывается всего две его работы, относящиеся к раннему периоду творчества мастера, когда его знаменитый нордический стиль еще не сформировался. Эти скульптуры – «Муза науки» и «Муза искусств» – установлены в Асбесте.
Игорь Ганник:
– Есть и еще один памятник, о котором говорят в узких кругах, – мемориал на могиле Бажова работы скульптора Степановой. После смерти Бажова в 1952 году Эрнст Неизвестный, будучи еще студентом, сделал статуэтку автора уральских сказов, а скульптор А.Ф. Степанова, участвовавшая в конкурсе на памятник П.П. Бажову, взяла ее за основу для своей работы, изменив в ней лишь положение ног писателя. Сам Эрнст Иосифович впоследствии говорил, что Степанова слишком увлеклась копированием его оригинала. У нас в музее есть изображение статуэтки Бажова, а бюст (часть оригинальной работы) находится в школьном музее села Чусовое Шалинского района.
Комментарии