Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
17 декабря 2015 г.

Освоение архитектурного наследия

Практически все современные архитектурные проекты, представленные на рынке, стараются либо экспериментировать с тяжелыми конструкциями, стеклом, использовать инновационные методы строительства, применять новые материалы, либо вновь и вновь возвращаться в вечную колыбель классической  античной архитектуры. 

Удивительно, почему же спустя столько тысячелетий классические греческие каноны искусства не утратили своей актуальности и комфорта для человека? Классическая античная архитектура воспринимается и сейчас как нечто современное. К ней возвращались спустя века, и теперь каноны греческой архитектуры, так называемый «ордер», вновь становятся популярны. Античность воспринимается глазом как истинная архитектура, как архитектура по определению, она проходит через все эпохи, идеологии (претерпевая, конечно, метаморфозы). Ордерность давно стала эталоном архитектурного языка, и по сей день остается им. 

За последние несколько сотен лет сменилось немало архитектурных стилей, и на каждый «архитектурный бунт», революционный стиль, порождавший что-то новое, кардинально отличающееся от устоявшегося, приходился некий антипод в лице классической архитектуры, которая тяготела к традициям строительства Древней Греции и Рима, но менялся и наполнялся приобретенными элементами Ренессанса, Классицизма, Ампира. 

К освоению архитектурного наследия обращаются тогда, когда современный архитектурный язык начинает приедаться, когда архитектурное общество, наряду с проектированием зданий в современных канонах, обращается к канонам старым, анализирует их, извлекая нужное именно современному обществу, современному потребителю. К нему обращаются еще чаще при реконструкции сложившихся архитектурных ансамблей, к возведению новых зданий в исторической части города. Ответственность в данном направлении, грамотность архитектора – самые важные составляющие, ведь известно немало «подделок» классической архитектуры или иных исторических стилей. При реконструкции важно не просто попытаться создать «нечто похожее», «точную копию», а обратиться к известным примерам, проанализировать техники и направления архитектуры рассматриваемого периода. И лишь при грамотном подходе при проектировании мы можем получить здание, которое превосходно впишется в существующую историческую застройку и не будет вызывать широкий общественный резонанс.

При возведении зданий на новых территориях, в современных микрорайонах, в частях городов, где преобладает застройка XX века, ситуация обстоит немного проще. Здесь у архитектора появляется больше так называемых «вольностей», и именно такие здания смешивают в себе современный архитектурный язык и традиции прошлого. Рано или поздно любой архитектор обращается к классике, используя ее в той или иной степени в своих проектах. Традиции, сложившиеся за сотни лет, нельзя просто взять и начать отрицать, их нужно бережно отбирать и извлекать то положительное, что наметилось нашей архитектурной мыслью, но что, быть может, еще далеко не оформилось. 

Предлагаю рассмотреть несколько примеров освоения архитектурного наследия XX–XIX века. 

1. Жилой дом на Моховой улице, 1934 г., архитектор И.В. Жолтовский

Дом, ставший своего рода манифестом перехода от конструктивизма к освоению классического наследия в советской архитектуре. Богатая пластическая разработка фасада в духе итальянского палаццо XVI века скрывает современный многоэтажный жилой дом с однотипными квартирами. 

2.  ЖК «Опера Хаус» на Остоженке

Дом в районе, граничащим с Садовым кольцом и Храмом Христа Спасителя. Местоположение дома особенно полно воплощает в себе дух старой Москвы. Фасады в стиле русского классицизма, выполненные в натуральном камне, с первого взгляда не позволят догадаться, что в действительности это здание построено по современной монолитной технологии в XXI веке. 

3.   «Победы, 5» – дом премиум-класса в Санкт-Петербурге

Представляет собой переосмысление сталинского неоклассицизма, сложившегося в период с 30-х по 50-е года прошлого века. Введен в эксплуатацию в 2014 году.  Рустованные нижние этажи, обелиски, венчающие здание, парадный холл с люстрой, украшавшей ДК им. Первой Пятилетки, – все это возвращает нас в прошлый век, во времена амбициозного сталинского неоклассицизма. 

4.   «Наследие» квартал на Преображенской

Жилой комплекс премиум-класса, по словам девелопера, воплощающий прекрасный фрагмент старой доброй Москвы. Той самой, из книг и фильмов. Характеризуется выразительным обликом с элементами советской архитектуры 50-х годов.

Комплекс зданий монументальных форм с каменными фасадами сдержанно декорирован классическими элементами – пилястрами, междуэтажными карнизами. Нижний этаж оформлен рустом.  

5.   «Триумф-палас» – 57-ми этажный жилой комплекс, считающийся одним из самых высоких зданий мира в своей категории

Представляет собой здание, подражающее по архитектуре московским высоткам периода сталинского неоклассицизма – «Семи сестрам», как их принято называть. Имеет заостренный многоступенчатый силуэт, декорировано с использованием приемов модерна и ар-деко.  По идее заказчика, «Триумф-палас» должен позиционировать себя как восьмая высотка.  

Освоение архитектурного наследия – неизбежный путь развития для большинства архитекторов, ведь все мы воспитаны на классической архитектуре. Архитектура, как и история, не может иметь настоящего, оставаясь без памятного прошлого.  Осваивая наследие, мы получаем комфортные здания, отвечающие всем современным требованиям, одной ногой крепко стоящие в прошлом.  Эта связь очень важна для мировой архитектуры, она неразрывно связывает прошлое, настоящее и будущее. В конце концов, подражание – лучшая форма лести. 


Текст: Шмырев Андрей

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта