Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
11 сентября 2015 г.

Новоделы Питера: больше квадратов!

«У каждой ошибки есть фамилия, имя и отчество».
Цитата сталинских времен (приписывается то Сталину, то Берии, то Кагановичу)

 Тенденция XXI века в центре Северной столицы – бурный рост построек ввысь, причем не всегда законными путями. Один из популярных и доступных вариантов выглядит довольно просто: сносится обветшалое старое здание, воссоздается исторический фасад… и тут, казалось бы, надо остановиться, но нет. Девелоперу нужны площади – они-то и появляются сверху в виде массивных надстроек, которые порой подавляют и превосходят ранее существовавшее здание. Такие дополнительные «кубические» формы все чаще появляются в историческом центре Санкт-Петербурга, особенно на Петроградской стороне. Портал BERLOGOS обсудил проблему с архитектурным критиком Алексеем Хвалем, выбрав шесть примеров таких зданий, построенных в Петроградском районе в XXI веке.

Свежий пример новодела и кардинальной перестройки имеет довольно долгую и темную историю с нарушением закона, как говорят градозащитники. Бани Е.Ф. Овчинникова на Большом Пушкарском проспекте, где любил париться Федор Шаляпин, были построены архитектором Павлом Сюзором в 1876-77 годах в «кирпичном» стиле (это один из первых проектов архитектора, который через 20 с лишним лет создаст знаменитый «Дом Зингера» на Невском проспекте), а их расширением занимался Григорий Соловьев в 1880 году. Бани нередко назывались Пушкарскими или Шаляпинскими. В 2000-е их постигла незавидная участь: практически полный снос, воссоздание фасада, кардинальная перестройка «начинки» и пристройка в виде ультрасовременного офиса.

В итоге получился банно-офисный центр «Сенатор», выполненный «Архитектурным бюро Я.К.» Александра Кицулы(2012-2014,введен в эксплуатацию в 2015). Авторами нового проекта числятся А. Кицула, Е. Петрухно, Д. Булатов, при участии С. Байбакова.

 – Видимые с Большой Пушкарской новые стены бизнес-центра (дом 22, лит. А) нарочито не сочетаются с сохраненным лицевым фасадом прежних бань, – говорит Алексей Хваль. – Эстетическую сторону авторского замысла понять трудно. Правая часть нового фасада интересно нарисована, но с трудом воспринимается на узкой улице и в совершенно инородном окружении. Отделка выиграла бы от большей изысканности оконных переплетов и тонкости исполнения каменных частей. Появление этой и подобных ей грубо геометричных построек в гуще старой застройки не может не вызывать сожаления: от такого соседства не выигрывают ни старые, ни новые здания.

Другой пример, где достройка не столь серьезна, – это два жилых дома с торговыми помещениями, занимающие небольшой квартал (Зоологический пер., 2-4; Мытнинская наб., 5; Добролюбова пр., 6), откуда открывается шикарный вид на Стрелку Васильевского острова и Зимний дворец. Проект с сохранением старых зданий и добавлением мансард и стеклянной перемычки был разработан архитектурным бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры».

 Прежние доходные дома Ф.И. Кирикова в стиле эклектики (Иван Иорс, 1881-1883, 1900; Иосиф Долгинов, 1910-14) были признаны аварийными и снесены в 2006-2008 годах компанией «Терминатор». Новые объекты (элитный дом и бизнес-центр) были введены в строй в 2012 году. Несмотря на внушительные размеры, в здании находятся всего 19 квартир, часть из которых не обжита, судя по грязным стеклопакетам снаружи. Данный проект выполнен неплохо – по сравнению с другими грубыми перестройками, речь о которых пойдет ниже.

– Весьма аккуратное воссоздание фасада двух маловыдающихся доходных домов, – считает Алексей Хваль. – У выходящего на набережную корпуса увеличена высота первого этажа с заменой квартирных окон витринами, добавлен, с отступом от карниза, панорамный этаж, двухэтажные эркеры воссозданы в виде трехэтажных. Витрины сделаны вполне грамотно, однако отделка новых частей эркеров выбивается скудостью детализации. Панорамный этаж не сочетается с архитектурой остального фасада, хотя, пожалуй, выглядит менее пугающе, чем мансарды последних десятилетий на окружающих домах. Существующие здания по Мытнинской набережной совершенно не соответствуют уровню или даже просто зрелищности фасадов противоположного берега: тем не менее, воссоздание облика прежней постройки было, вероятно, правильным решением. 

Академия танца под управлением Бориса Эйфмана (Архитектурная мастерская «Студия-44» Никиты Явейна) была сдана в эксплуатацию в 2013 году, при этом проект огромного образовательного центра на улице Лизы Чайкиной и Большом Пушкарском проспекте относится к 2008-2010 годам. Раньше здесь располагалось 2-этажное здание кинематографа «Ассамблея» (арх. Федор Корзухин, 1913), снесенное в 2011 году. О прежней постройке напоминает лишь одна цитата – вход с двумя колоннами.

По словам Алексея Хваля, «очень породистая ампирная ниша на гладкой (некогда рустованной) стене, воссозданная по мотивам прежней постройки, служит своеобразным приговором столетним модернистским экспериментам: два стиля, использовавшие обширные пустые плоскости для достижения художественного эффекта, оказались поразительно несхожи по достигнутой степени зрелости — там, где строгий классицизм и вдохновлявшиеся им течения достигали малыми средствами замечательных эстетических эффектов, модернизм так и не смог выработать системы форм и приемов, способных оживить пространство стены».

– Новый фасад по улице Лизы Чайкиной некрасиво составлен из некрасиво нарисованных объемов с некрасиво нарисованными проемами: пропорции, до некоторой степени воспринимаемые в проекте, совершенно скрадываются в пространстве улочки, – полагает архитектурный критик. – Впрочем, даже сами замыслы подобного рода требуют совершенно не российского качества воплощения: для них необходимы иные материалы, иная культура детали, да и иное солнце. Прочие фасады здания мало отличаются от советских построек 70-х и 80-х годов.

 Дача архитектора Андрея Воронихина, построенная по проекту самого зодчего из дерева в 1807 году, была разобрана накануне Олимпиады-1980. Каркас новодела 2009 года выполнен из железобетона. В том же году завершено строительство жилого комплекса «Каменноостровская коллекция» (Каменноостровский проспект, 60-62) в современном стиле по проекту архитектурной мастерской «Рейнберг и Шаров» (2006-2009).

– С сугубо архитектурной точки зрения, в воссоздании разрушенных зданий, казалось бы, не должно быть ничего предосудительного: действительно, в отличие от художника или скульптора, архитектор создает лишь проект постройки, и в этом он более сходен с композитором, а потому строительство можно сравнить скорее с исполнением музыкального произведения, – говорит наш собеседник. – Тем не менее, как недостаточный профессионализм дирижера может серьезно испортить впечатление от самой лучшей вещи, так и исполнение в другом материале два века спустя может превратить красивую классицистическую избушку в пластмассовый муляж. Что и получилось. Детали здания проектируются под определенную текстуру: красивые пропорции от никудышных отделяют иногда считанные сантиметры — в новоделе на Каменноостровском весьма декоративный частый ритм досок заменен более редкой рустовкой, слегка упрощенные, но «дышащие» детали, приспособленные под мягкое дерево, стали пресными, будучи исполнены в гипсе… Новые корпуса, возведенные в глубине участка, эстетической ценности не представляют.

Постройка 6-этажного здания апартамент-отеля на Малом проспекте Петроградской стороны, 14, лит. Б, В, К, относится к 2009 году. Проект разработала архитектурно-проектная мастерская Ухова В.О. (арх. Вячеслав Ухов, Копылов Д.В., при участии Л. Ермолина). Здание «накрыло» собой не только сквер, но и старый 2-этажный домик рядовой застройки (арх. Оттон Игнатович, 1897), главный фасад которого воссоздан заново, сейчас здесь располагается недешевый ресторан.

 

– Скучная угловатая коробка, составленная из плохо согласованных и некрасиво нарисованных элементов. Просматриваемое с множества сторон здание лишено даже намека на силуэт. Фасад очень сильно бы выиграл, будь он сложен одними лишь узкими окнами в духе сохраненной части прежнего домика, – полагает Алексей Хваль.

 Пожалуй, один из самых кричащих примеров крупной перестройки находится на Большом проспекте П.С., 37 (часть здания также выходит на ул. Шамшева). Эта магистраль – по сути, главная бизнес-улица Петроградской стороны, где расположено множество БЦ, ТЦ, ресторанов, магазинов и отелей. На месте бывшей Введенской уездной гимназии (арх. Аккерман А.И., 1883-1885; в советское время – школа и ПТУ на базе завода «Вулкан») был построен отель «Введенский» (входит в группу «Алроса»). 3-этажный дом, признанный аварийным и снесенный в начале 2000-х годов, был заново построен, а на его фоне появился новый 9-этажный объем. Проект разработала одна из ведущих архитектурных мастерских Санкт-Петербурга – «Евгений Герасимов и партнеры» (проект 2003-2005, строительство 2005-2007).

По словам архитектурного критика А. Хваля, «новый объект является «крайне неудачной встройкой, лишенной каких-либо художественных достоинств, испортившей облик старой гимназии и совершенно неприемлемой с градостроительной точки зрения».

Дополнительные комментарии, думаю, излишни – все и так видно.

Фото: Павел Кузнецов, citywalls.ru и Дмитрий Ратников (kanoner.com)


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта