Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
25 мая 2018 г.

Новая жизнь Бадаевского завода

Москва уже давно вдыхает новую жизнь в те промышленные зоны, которые в своё время избежали сноса. Одним из первых переродился Винзавод, в 2007 году ставший одним из главных арт-пространств столицы. За ним последовали другие: «Арма», «Флакон» и «Хлебозавод» превратились в коммерческие кварталы. Бывшие места производства обретали новое наполнение и структуру, при этом сохраняя условно «индустриальный» вид.

Теперь настала очередь Бадаевского пивоваренного завода, открытого в 1875 году. Одним из его учредителей был знаменитый промышленник Тимофей Саввич Морозов. На огромной территории комплекса в 6 гектаров были представлены самые разные архитектурные жанры – от неорусского стиля начала XX века до советского конструктивизма 1950-х.

Завод пережил насыщенную историю, которая подошла к концу в 2006 году – работа завода была остановлена, а его территория пришла в упадок. Часть зданий сдаётся – в одном расположился клуб «Крыша мира», остальные же оказались заброшены. Некоторым строениям присвоен статус архитектурного памятника, но и это не спасает их от запустения, а центральное помещение завода и вовсе разрушено.

Наконец, и для этого ветерана индустрии пришло время обновления – в конце марта был утверждён план реконструкции Бадаевского завода. В этом случае проект государственный, поэтому на его месте появятся не галереи и шоурумы, а жилой комплекс и современный парк.

Завод расположен на Кутузовском проспекте, неподалёку от набережной Москвы-реки. Такое место обуславливает не только функциональность, но и внешнюю привлекательность проекта – мэрия давно стремится придать набережным новый вид.Последним крупным проектом, меняющим окружение столичной реки, был парк Зарядье. Судя по опубликованным планам, новая перестройка пройдёт в схожем ключе – с футуристическим дизайном и нестандартным использованием опорных конструкций.

Проект был разработан швейцарским бюро Herzog & de Meuron. В их портфолио входят Эльбская филармония в Гамбурге, стадион Allianz Arena в Мюнхене, галерея Тейт в Лондоне. План нового вида территории завода презентовал сооснователь бюро Пьер де Мюрон. Он признался, что черпал вдохновение из русского авангарда, особенно из работ Эля Лисицкого, и отметил сложность самой идеи реконструкции такого масштаба.

«При разработке проекта необходимо было достичь, казалось бы, взаимоисключающие цели – восстановить исторические зданияи привнести качественно новые архитектурные решения для жизни и работы», – отметил де Мюрон.

Самой интересной деталью строительства обещает стать его высота, а точнее – его возвышение над землёй. Весь комплекс будет расположен на 35-метровых опорах,которые сравнивают со стволами деревьев – они поднимут будущий квартал в воздух, при этом не занимая много места.

Это даст исполнителям проекта возможность решить сразу несколько проблем. В первую очередь, это позволит лучше сохранить ансамбль набережной, не перегружая его визуально и сохраняя доступ от исторических зданий к реке. Пространство между опорами займёт сквер, который станет продолжением нового парка и ещё одним проходом на набережную. К тому же, с верхних этажей здания будет открыт панорамный вид на центр города, сейчас доступный только обитателям небоскрёбов.

Herzog & de Meuron уже реализовали проекты с подобными опорами, но не в таком масштабе. Вполне возможно, что новый вид возвышенных зданий сможет стать альтернативой столичным небоскрёбам и их главному представителю – Москве-Сити.

В самом комплексе расположатся квартиры, офисы и магазины. На крыше здания будут построены восемь вилл с террасами и садами, на подземных этажах разместятся технические службы и парковка.

Сам комплекс займёт площадь в 100 тысяч квадратных метров. На остальном пространстве, освобождённом после сноса части завода, будет разбит парк, который обеспечит доступ с набережной к комплексу. Парк будет открыт для всех пешеходов и поделён на три зоны с различными растениями. 

Сохранившиеся же корпуса бывшего завода тоже не останутся забытыми – в них будут открыты рестораны, детские центры, фитнес-клубы и прочие элементы самостоятельного квартала.

Судьба индустриальной эстетики Бадаевского завода ещё неизвестна. На этот момент планируется сохранить все здания, которым был присвоен статус архитектурного памятника. Однако строительство того же Зарядья всё же не обошлось без сноса исторических зданий. В отличие от других программ обновлений, создатели комплекса могут отказаться от сохранения или переработки общего вида старого завода. Предыдущий проект студии – Эльбская консерватория – не раз менял масштаб, концепцию и бюджет. Не исключено, что масштабные изменения постигнут и план комплекса.

Как отмечают сами авторы, проект радикально отличается от классического подхода «чистой страницы», которым московские градостроители руководствуются при масштабном обновлении кварталов. Вместо полного подчинения места новым зданиям создатели нового вида Бадаевского завода стремятся органично объединить комплекс с уже существующей планировкой района. Понять, насколько им это удалось, мы сможем через пять лет – именно тогда планируют завершить строительство.


Текст: Загоренко Вадим

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта