Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
26 сентября 2016 г.

Непричесанная история

Чтобы оказаться в 20-30 годах XX века, не нужна машина времени. Достаточно лишь рискнуть и отправиться в путешествие по Марокко.

Побывать в этой стране контрастов мне довелось вместе с туристической группой, которую возглавил историк моды Александр Васильев. Наш маршрут пролегал через Марракеш, Фес, Волюбилис и Касабланку, и на последнем пункте назначения мне бы хотелось остановиться подробней. Признаюсь честно, именно посещения Касабланки с её французским архитектурным наследием я и ждала больше всего, но встреча с реальностью превзошла все мои ожидания.

Марина Погодина и Александр Васильев

Французское наследие

В Касабланке то и дело напоминают о себе модные французские магазины: обшарпанные витрины с пустыми местами для манекенов, которые не увидишь даже в Париже, сохранились здесь и по сей день.

Магазин Ив-Сен Лоран

Сидя в обычном местном кафе, можно наслаждаться красотой потолка характерной геометричной формы и аутентичными предметами интерьера стиля ар-деко, а посещая центр города – обнаружить старинные ворота и двери, уличные почтовые ящики, таблички с названиями улиц и именами архитекторов на двух языках: арабском и французском. Наверняка и внутри квартир (которые, кстати, располагаются на французский манер – по две на этаже, с четырьмя комнатами) сохранились раритетные  вещи, которые воспринимаются хозяевами как нечто само собой разумеющееся…

Вглубь истории

Во время прогулок по Касабланке Александр Васильев провёл для нас настоящий экскурс в историю. В 1907 году Касабланка была оккупирована французами, вокруг маврского города развернулась большая стройка «маленькой Франции». Касабланка начала обрастать зданиями в стиле ар-нуво, созданными по парижским образцам. Первая мировая война стала границей стиля ар-нуво, для которого характерна первоклассная работа  мастеров, утончённая мебель с аккуратными углами, роскошными цветочными орнаментами, асимметрия. Мастера «нового искусства» – ремесленники, кузнецы, мебельщики, краснодеревщики – ушли на фронт, откуда многие из них не вернулись. Когда за дело взялись их ученики, не обладавшие таким мастерством и опытом, на смену архитектуры ар-нуво пришёл более простой в исполнении, симметричный стиль ар-деко, любивший большие зеркала, мебель мелких геометричных форм, отделанную кожей морского ската и стёганую мебель.

Любопытно, что ар-деко 20-х годов разительно отличается от зданий, построенных в том же стиле десять лет спустя.  В 30-е годы беднеющая страна могла себе позволить лишь функциональную архитектуру без изысков. В это время ар-деко приближается к промышленно-индустриальному стилю, ярким образцом которого являются дома-пароходы, резко исчезают ковка, гипсовые балконы…

Ар-деко 20-х гг.

Ар-деко 30-х гг.

Касабланка – школа стилей

Теперь каждый из нашей туристической группы научился безошибочно определять, в какие годы построено то или иное здание. Если и вам доведётся побывать в Касабланке, можете смело пользоваться подсказкой, которой с нами поделился историк моды. Вытянутые вертикально окна, изображение фруктов, символы изобилия, ковка указывают на то, что здание было построено в 20-е годы,  а горизонтальные окна, металлические трубы – на то, что перед вами образец позднего ар-деко 30-х.

По ряду признаков каждый из нас научился так же чётко разграничивать ар-нуво и ар-деко. В частности, на многих зданиях ар-нуво можно заметить декоративный орнамент «удар хлыста», напоминающий некруглый, асимметричный завиток.  Для архитектуры ар-деко характерен круглый завиток, мотив роста жизни, геометрический орнамент с «египетскими наклонностями». Объёмная рельефность ар-нуво контрастирует с более плоскими элементами  ар-деко.

Почему же именно Касабланка стала своеобразной школой различных стилей XX века? Образцы архитектурного искусства сохранились здесь в первозданном виде. В отличие от европейских зданий они не пострадали во время Второй мировой войны, а равнодушие местных властей и общественности словно законсервировало историю  XX века. Достопримечательности в Марокко не реставрируются, но и не разрушаются ради строительства новых зданий.

От шока до восхищения

Памятники архитектуры эксплуатируются и сейчас, поэтому Касабланку не назовёшь городом-музеем. Это живой, колоритный и очень небрежный город, где неожиданно, а подчас причудливо переплетаются прошлое и настоящее, африканское и европейское, роскошь и нищета. Касабланка живёт историей, но совершенно не ценит её, а путешествие во времени вызывает смешанные чувства, от шока до восхищения.

Дизайнер интерьеров Марина Погодина

Записала Анастасия Беломестнова




Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта