Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
16 сентября 2015 г.

Неизменный символ

Успешный итальянский предприниматель, владевший судоходной компанией, Джузеппе Мартинелли, прибыл в порт Рио-де-Жанейро в 1889 году, как и все,  надеясь на процветание и светлое будущее. Именно он решил воздвигнуть в Сан-Паулу самый высокий в те времена небоскреб Южной Америки – здание Мартинелли. Идея эта вызвала многочисленные споры, ведь тогда в городе почти не существовало зданий выше 5 этажей. Строительство подобного объекта, начавшееся в 1924 году, ознаменовало собой переход в эру высотного строительства. Правда, не обошлось без проблем – его не раз пытались снести, но, к счастью, каждый раз работа продолжалась.

Здание расположено на большом участке в самом центре города, между улицами Сан-Бенту, Либеро Бадаро и Сан-Джон Авеню. Автором проекта выступил венгерский архитектор Уильям Филлингер из Венской Академии изящных искусств, а сам Джузеппе Мартинелли принимал активное участие в разработке архитектурного облика, нередко внося в него изменения. Оформлением фасада занимались братья Лакомб.

Эскизы проекта, 1923

Весь цемент для строительства импортировался из Швеции и Норвегии. Более 600 рабочих, 90 ремесленников,  в том числе из Италии и Испании, заботились об аккуратном воплощении идеи. Сложные структурные расчеты привели к необходимости импорта вычислительных устройств Mercedes из Германии.

Рисунок, 1929

 Высота здания очень часто менялась: к изначально планируемым 12-ти этажам добавлялись все новые и новые, к 1928 году здание стало 20-ти этажным, а когда этажей стало 24, был наложен запрет на дальнейшее строительство из соображений безопасности. Дело закончилось судом, а некоторые «доброжелатели» даже предложили начать преследование Джузеппе Мартинелли. Однако вопрос разрешил технический комитет, по заверениям которого, здания высотой до 25-ти этажей – безопасны. Но и это решение не совпадало с амбициями и желаниями итальянского предпринимателя, ведь ему уже хотелось 30-этажное здание. Тогда он, подобно Гюставу Эйфелю, не смог отказать себе в удовольствии устроить личные апартаменты в собственном творении, достроив еще 5 этажей.

 Здание Мартинелли впечатляло не только размерами, но и богатым орнаментом, и роскошной отделкой: двери из рижской сосны, лестница из каррарского мрамора, окна, зеркала и бельгийские обои, английская сантехника, швейцарские подъемники, – словом, все лучшее, что тогда было. Стены лестничных проходов были покрыты марморитом (смесь мелко смолотого, отмученного и раскаленного магнезита и раствора сернокислого магния), а личные апартаменты Джузеппе Мартинелли украшены произведениями масляной живописи и арабесками.

Фотография интерьера, 1930

 Архитектурное сооружение имеет выразительную пластичную композицию фасада с глубокими нишами, запроектированными для естественной вентиляции и эффектного освещения. Деление на ярусы выделяет три основных символических блока: фундамент, тело и увенчание. Фундамент выложен красным гранитом; в верхней части на ложных мансардах – минеральный гранит. Тело кирпичного здания окрашено в три оттенка розового, со смесью молотого стекла, горного хрусталя, чистейшего песка и порошка слюды, благодаря чему фасад сверкает ночью. Подобное колористическое решение здания Мартинелли вдохновило бразильского поэта и публициста Освальда де Андраде уничижительно назвать его «городским свадебным тортом».

 После завершения строительства в здании располагались издательства, клубы, профсоюзы, рестораны, кондитерская, школа танцев, гостиница Санкт-Бенедикт и пр. Это место было удачно не только с точки зрения его территориального расположения, но и с коммерческой – фронтоны служили огромными рекламными щитами, а само здание было иконой Сан-Паулу.

 Вскоре настали непростые времена, продлившиеся почти полвека. В связи с серьезными финансовыми проблемами, в 1934 году здание было продано правительству Италии. В 1943 году Мартинелли стало собственностью федерального правительства и было переименовано в здание Америки. После Второй мировой войны город начал активно развиваться, что отразилось в буме на рынке недвижимости. В 1947 году Мартинелли потерял статус самого высокого здания Сан-Паулу, отдав первенство соседнему, в котором расположился государственный банк.

 В 60-х – начале 70-х строение начинает разрушаться и приходить в негодное состояние в силу ряда факторов, и становится вертикальными трущобами для малоимущих семей. В этот период интерьеры стали напоминать сцены из фильма ужаса: длинные и темные коридоры, в которых играли дети, прячась от воров и проституток; неработающие лифты, нефункционирующий мусоропровод, – здание окрестили «пронизанным запахом смерти».

В 1975 году мэр Олаво Сетубал решил спасти одно из самых ярких исторический архитектурных сооружений Сан-Паулу. Выселив упрямых жителей с помощью армии, правительство назначило ответственным за работы инженера Вальтера Мерло. Усилиями 640 работников были полностью заменены гидравлические и электрические системы, установлены новые лифты, фасад был очищен пескоструйной обработкой. Установленная современная противопожарная система делала Мартинелли одним из самых безопасных зданий в городе. В 1979 году он был вновь открыт, сейчас в нем расположены магазины, штаб-квартиры Ассоциации банков SP, Департамент муниципального жилья и планирования. Несмотря на коммерческое предназначение, даже сейчас в здании Мартинелли проводятся экскурсии.


Текст: Виана де Баррос Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта