Живые крыши: от мала до велика
Небоскреб в Альпах: прорыв или безумие?
Компания Morphosis Architects поделилась своими планами на возведение высотного здания прямо посреди Альпийских гор.
Проект, мягко говоря, противоречивый. BERLOGOS углубился в проблему и предлагает обзор различных точек зрения по данному вопросу.
Еще 25 марта текущего года бюро Morphosis Architects, основанное американским архитектором Томом Мейном (Thom Mayne), опубликовало утвержденные планы на строительство 381-метровой «зеркальной» башни в самом сердце Швейцарских Альп, рядом с курортом на горячих источниках в городе Вальс. Проект носит название «Башня 7132». Здание должно стать частью термального комплекса, с 2012 года принадлежащего Ремо Штоффелю (Remo Stoffel) и Пиусу Труферу (Pius Truffer). Согласно проекту, отель рассчитан на 107 номеров и также включает в себя ресторан, кафе, SPA, бар и, по традиции, галерею современного искусства. По предварительным расчетам строительство обойдется примерно в 200 млн долларов и должно завершиться к 2019 году.
План холла
План номера-люкс
Согласование проекта сопровождалось скандалом. Бюро Morphosis Architects попало в шорт-лист конкурса вместе с компаниями 6a Architects и Stephen Holl Architects. Однако в феврале 2015 года проект Morphosis Architects был выбран без какого-либо голосования, уже после отмены конкурса. Пятеро экспертов во главе с председателем Луизой Хаттон (Louisa Hutton), одной из основателей международного агентства Sauerbruch Hutton (Берлин), вышли из состава жюри. После чего через Швейцарское общество инженеров и архитекторов (Swiss Society of Engineers and Architects) они в декларативной форме заявили о своем негативном отношении к проекту Morphosis Architects и дистанцировались от принятого комиссией решения.
В своем заявлении противники проекта подняли «существенные вопросы» о масштабе постройки, адекватности ее окружающему ландшафту, а также выразили сомнения по поводу наличия необходимой для строительства инфраструктуры.
Визуализации проекта у многих вызывают вопросы. Самый очевидный из них связан с тем, насколько уместна высотная архитектура среди нетронутой природы гор. Представители Morphosis Architects утверждают, что «зеркальная оболочка и тонкий «профиль» башни помогут ей слиться с пейзажем, поскольку окружающая долина и небо будут отражаться в поверхности здания. А особая, просматриваемая насквозь, планировка отеля позволит наслаждаться эксклюзивными панорамными видами на Альпы».
Создается впечатление, что проектировщики башни в первую очередь позаботились о «незабываемых» видах и внушительности самого здания, нежели о контексте, экологии и бросающихся в глаза контрастах. Сравнения «Башни 7132» со скульптурой Альберто Джакометти в устах Morphosis Architects звучат неубедительно. Вряд ли архитекторы хотят, чтобы, глядя на здание, люди видели аллюзию на «изнуренных, измученных, худых, голых»1 персонажей Джакометти. Скорее они ищут для своего дерзкого проекта некие художественные оправдания в модернистском искусстве.
Сотрудники бюро напоминают нам и о метафорическом взгляде в бездну с высоты горных пиков, нашедшем свое лучшее воплощение в картинах Каспара Давида Фридриха. Однако изнеженные постояльцы отеля, отделенные от внешнего мира толстым слоем стекла и окруженные искусственным теплом, вряд ли способны по-настоящему приблизиться к романтическому идеалу презревшего все земное трагического героя. Единственная доступная им форма литературных воплощений – это вечно жующие пациенты «Берггофа» (международного санатория из романа «Волшебная гора» Томаса Манна. – Прим. ред.).
Вообще, столь частые обращения к художественным метафорам в описании архитектурного сооружения настораживает, потому как создается ощущение, что обилием слов пытаются прикрыть бросающиеся в глаза негативные стороны проекта. Если здание будет реализовано в задуманном виде, то при высоте 381 метр отель не только станет самым высоким в Европе, опередив 309-метровый небоскреб The Shard в Лондоне, но и безвозвратно испортит панораму местности. Торчащая из-за гор стеклянная призма, будь она хоть абсолютно прозрачной, не сможет полностью слиться со средой.
Критик лондонской газеты The Guardian Оливер Уэйнрайт (Oliver Wainwright) в своей едкой колонке назвал здание «гигантским зеркальным средним пальцем в сторону всего региона». «Сложно представить более отвратительный жест посреди заснеженного курортного городка», – пишет он. Уэйнрайт сомневается, что такая махина сможет раствориться в пейзаже за счет банального зеркального отражения, да и что делать с необъятной тенью от здания, которая, как стрелка солнечных часов, будет гулять по кругу в течение всего светового дня?
Корреспондент Los Angeles Times Каролина А. Миранда (Carolina A. Miranda) в менее резких выражениях также выразила свое неприятие сооружения: «Однозначно для маленькой деревушки в Альпах это будет перебор в плане «звездной» архитектуры: размещение здания Мейна, обладателя Притцкеровской премии, прославившегося своими дерзкими скульптурными постройками, по соседству с одной из скромнейших достопримечательностей». Отметим, что соавтором курортного комплекса является также лауреат Притцеровской премии Петер Цумтор (Peter Zumthor). Для многих архитекторов курорт стал местом своеобразного паломничества с самого его основания в 1996 году.
В самой Швейцарии небоскреб вызвал не меньше нареканий. «Небоскреб в Альпах – это абсурд. Незачем собирать столько людей на одном пятачке земли в горах», – заявил Витторио Лампуньяни (Vittorio Lampugnani), профессор архитектуры Федерального технологического института (Federal Institute of Technology) в Цюрихе.
Более взвешенное мнение высказал архитектурный критик Бенедикт Лодерер (Benedikt Loderer): «Все это просто маркетинг. Основная проблема – в расположении небоскреба. Если вы собираетесь возводить его в долине, то это полная бессмыслица».
Проект еще окончательно не утвержден, поскольку, принимая во внимание швейцарскую демократическую систему, у здания мало шансов быть принятым путем голосования местных жителей. Но сам факт, что проект отеля вынесен на голосование, которое состоится осенью 2015 года, – дурной знак.
Некоторые считают, что это всего лишь умелая PRкампания или провокация; или же, действительно, новыми владельцами термального комплекса движет лишь безумное тщеславие и алчность. Примечательно, что на ситуацию оказывает влияние такая одиозная личность, как Том Мейн, прославившийся, в частности, тем, что недавно сравнял с землей выкупленный им особняк Рея Брэдбери.
1 Francis P. Reflexions sur les statuettes, figures et peintures d’Alberto Giacometti. Paris: Cahiers d'Art., 1951.
Комментарии