Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
11 января 2018 г.

Не такие как все: 5 храмов, которые поражают своей уникальностью

Каноны. Это слово приходит в голову первым, когда речь идёт о храмовой архитектуре. Консерватизм, дань традициям,  символизм – три кита, на которых стоит строительство  религиозных сооружений.

Отступить от сложившихся правил, победить страх осуждения и подобрать ключ доверия  к сердцам прихожан смогли они, архитекторы, спроектировавшие храмы, которые вдохновляют своим видом людей по всему миру. Встретившись с этими зданиями впервые, трудно догадаться об их истинном назначении. Одни из них напоминают компьютерную графику, другие – замки, третьи – уютные хижины, при этом между ними есть общая особенность: эти храмы раздвигают границы человеческого восприятия, иллюстрируя собой многообразие мира, в котором живёт человек.

Ват Ронг Кхун: про буддизм и любовь к Киану Ривзу

Результат работы тайского художника Коситпипата Чалермчайа хочется назвать компьютерной графикой.  Уникальная архитектура, украшенная резьбой и десятками алебастровых скульптур, переливается на солнце и напоминает сказочные замки из кадров голливудских мультфильмов. Большое количество сводов и арок являются традиционными элементами для буддийской архитектуры, но замена стандартного строительного материала – камня – на белоснежный алебастр делает этот храм особенным. Мелкие вкрапления стекла – современное решение, не характерное для большинства храмов, но именно они, по мнению художника, являются самой точной метафорой совести Будды. Белое стекло для строительства пхра убосот (самой таинственной части храма, доступной лишь монахам) – также нестандартный выбор для буддийских храмов. Такое цветовое решение объясняется воплощением чистоты мыслей Будды.

Трёхуровневая крыша традиционна для буддийских храмов, скульптурная пластика также является распространённым украшением. Авторским видением, отличающим крышу этого храма от других, является изображение природных стихий через фигуры животных. Слон – это земля, лев – огонь, змеи – вода, а лебедь – воздух.  

Окна, утопающие в лепнине, тоже важная смысловая составляющая храма,  они являются проводниками света, исходящего от Будды.

Окружающие храм фигуры олицетворяют человеческие пороки и добродетели.

Мост, ведущий к храму, – иллюстрация жизненного пути человека. Проходя по нему, можно встретить скульптуры скелетов, демонов с муляжами пачек сигарет и бутылок спиртного, сотни рук грешников, тянущихся ввысь. Клыки, располагающиеся с двух сторон от моста, принадлежат змею Раху. Согласно легендам он периодически  проглатывал солнце, и люди были вынуждены жить в темноте.

Кроме пороков, в скульптурных изображениях воплотилось и добро. Вблизи храма установлены фонтаны, фигуры сказочных дев, священных духов и драконов. Символ дракона занимает особое место в буддизме. Считается, что он соединяет в себе птицу и змею, что на энергетическом уровне означает соединение духа и материи.

Внутри здания преобладают золотые тона. Вопреки традициям буддизма, фрески, украшающие стены, изображают не сцены  из буддийских мифов, а сюжеты из современных фильмов. Одну из стен украшает картина, автором которой является сам художник. Сюжет заключается в схватке добра и зла, но в отличие от традиционных изображений, здесь вместо богов сражаются герои из кинофильмов: Бэтмен, Супермен, джедаи из Звёздных войн. Среди прочих был замечен и Киану Ривз в образе Нео. Он, по признанию художника,  является его любимым киноактером.

Строительство необычного храмового комплекса, наполненного древними мифами и сюжетами из современности, началось в 1998 году и продолжается до сих пор.

Часовня тернового венца: место, где можно подумать свои лучшие мысли

Причина, по которой эта часовня является особенной, заключается в высокой экологичности здания.  Следуя просьбе заказчика о том, чтобы религиозное здание стало частью леса, американский архитектор Филип Джонсон разработал уникальную концепцию постройки, которую назвал «лесом в лесу».  

Архитектурный модернизм и минимализм воплотились в этой часовне. Начиная от отсутствия разнообразия в строительных  материалах, в основном  это дерево и стекло, заканчивая общим видом постройки, которая удивляет простотой и простором.

Часовня выглядит хрупкой и прозрачной за счёт балочного дизайна: деревянные конструкции  переплетаются между собой, напоминая тонкие ветви, а четыреста двадцать пять окон создают иллюзию отсутствия стен.  Использование вертикальных опор и горизонтальных перекрытий – главный принцип строительства этой часовни. Прибегнув к нему, архитектор стёр  границы между природой и зданием так же,  как внеконфессиональность часовни стёрла границы между религиозной принадлежностью.  Каких бы взглядов ни придерживался человек, очутившись здесь, он попадает в место, где может подумать свои лучшие мысли, утверждает архитектор.  

Арктический собор: геометрическое чудо

Лютеранская церковь в Норвежском городе Тромсе поражает своим сходством с айсбергом. Треугольные конструкции напоминают глыбы льда, алюминиевые пластины – снежные пласты. Угол наклона крыши в профиль напоминает вершину горы.  Это сходство форм обеспечивают 11 бетонных панелей с каждой стороны постройки. Острота форм здания указывает на присутствие готического стиля.

Общая высота собора составляет 35 метров. Главный вход на западной стороне окружён стеклянным фасадом, на котором выделяется крест. Позже, с восточной стороны к нему добавилась стеклянная мозаика. Масштаб витража  превратил его в  уникальный элемент  для  европейской архитектуры: площадь окна составляет 140 кв. м, высота 23м.   Такие размеры были достигнуты благодаря особой технике  работы норвежского художника Виктора Спарре.  Каждый элемент мозаики делился на 86 частей и собирался в единое целое из кусочков стекла. Материалы для создания  конструкции также отличаются от традиционных: вместо стандартных свинцовых перемычек 11 тонн стекла удерживают бетонная основа и стальные опоры.

На фронтальной части здания находятся колокола. Вес самого большого составляет 1050 кг, вес самого маленького – 570 кг.  Каждый колокол украшен библейским изречением и рисунком.

Строгость, простота и « северная» тематика находят воплощение  и внутри собора.  Дубовые скамьи, алтарь, кафедра –  присутствие необходимого минимума отвечает требованиям храмовой постройки, при этом лаконичность их исполнения позволяет сохранять простор в помещении. Также, отвечая традициям лютеранской церкви, в западной галерее располагается орган. Он выполнен во французском романтическом стиле и включает 2940 труб.

Дополняет  холодную, но праздничную атмосферу люстра из чешского хрусталя. Каждая её деталь напоминает маленький кристалл, собранные вместе они создают впечатление ледяных тросов. Свет преломляется в хрустальных льдинках и отражается причудливыми узорами на стенах храма.

Церковь Грюндтвиг: экспрессионизм в  церковной архитектуре

Действовать не так как все и победить, по такому принципу была задумана Церковь Грюнтвига. Датский архитектор Педер Вильхельм Йенсен-Клинт разработал чертежи для конкурса  на лучшую церковь города и получил согласие на её строительство.

В результате синтеза разных стилей эта церковь получилась крайне необыкновенной.  Ступенчатые фронты средневековых приходских храмов, классическая вертикаль готической архитектуры, барокко, кирпичный экспрессионизм и геометрические формы объединились в одном здании.

Своей формой церковь напоминает огромный сорока девяти метровый орган. Решительная вертикальность фасада подчёркивает стремление здания ввысь, а жёлтый кирпич и ступенчатые фронты отдают дань традициям архитектуры Дании.  Типичный для готической архитектуры узкий неф с ребристыми сводами  украшает здание, устремляясь вверх на двадцать два метра.  

Своей мощью поражает не только архитектура. В церкви находятся два органа, один из которых признан самым длинным в Скандинавии.

Помимо музыкальных инструментов, особого внимания заслуживают следующие элементы внутреннего убранства: в центральной части храма находится кирпичная кафедра, в нефе расположены стулья из натурального бука для прихожан, алтарь украшают оловянные подсвечники, купель из восьми чаш с библейскими цитатами, там же находится распятие. Колонны и стрельчатые своды создают общее торжественное настроение.

Церковь Святого Георгия: искусство эфиопских каменотесов

Самым необычным в этой церкви является её местоположение. Высеченная в толще красного вулканического туфа, она является монолитом и уходит под землю на двенадцать метров. Крестообразная плоская крыша – единственная часть постройки, доступная взору людей, проходящих мимо. Для того чтобы познакомиться с примером скальной архитектуры XII века, необходимо спуститься к её подножию через узкий туннель, прорубленный в скале.

Всё здание повторяет форму креста, маленькие окна в египетском стиле почти не пропускают свет, поэтому внутри храма царит загадочный полумрак. Каменные двери, веранды и стены производят впечатление мощи. Оконные проёмы в виде арки визуально делят здание на этажи, но на самом деле этаж  в церкви всего один. Строгость форм, немногочисленные карнизы и отсутствие колонн (особенность, которая отличает эту церковь от других монолитных построек в Эфиопии) придают сдержанности облику церкви Святого Георгия.  

О том, как шло строительство церкви, спорят до сих пор. Одни считают, что вокруг каменного блока высекали отверстия до тех пор, пока он не отделялся от скалы, после чего приступали к оформлению. Другие утверждают, что работы велись сверху вниз, а на каждом уровне раскопа за грубой выемкой сразу шла отделочная работа. Несмотря на разные точки зрения, касающиеся строительства, рассуждая о результате, оппоненты приходят к общему выводу – Церковь святого Георгия по праву можно считать восьмым чудом света.

Определить архитектурный стиль каждого из этих храмов невозможно, они воплотили в себе множество направлений, зато найти одно слово, которое бы могло объединить все представленные постройки легко. Это слово – смелость.

Читайте также:

Новый брутализм в храмовой архитектуре зарубежья. Нужен ли в России отход от традиций?

Программа «200 храмов»: как реализуется массовое строительство церквей в Москве


Текст: Шулева Виктория

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта