Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
27 февраля 2018 г.

Напряжённость мысли от − ∞ до + ∞

Архитектор Георгий Гольц, начавший свою творческую деятельность в 1920-х годах, был теоретиком, педагогом и художником в самом широком смысле этого слова. Как отмечали современники, он обладал острым, беспокойным, вечно ищущим талантом. Работая в стиле конструктивизма, мастер реализовывал проекты «в мажорной гамме», создающие впечатление праздника. Рефлексируя о творчестве, Георгий Гольц определил, что должен знать и понимать каждый архитектор.

«Витрувий писал, что архитектор должен знать всё, знания его должны быть многогранны. Первое, что необходимо, − это любовь к своему делу».

«Архитектор должен быть политически, диалектически образованным − знать социальную сущность, философию своей эпохи. Он должен знать не только область своей практической работы и теорию своего дела, но чувствовать и знать всю многообразную жизнь своей страны».

«Архитектор должен знать природу и её законы. Гёте сказал, что если художник изображает природу, то архитектор должен творить в природе. Она неисчерпаемо богата содержанием и прекрасна. Изучая её, отделяя случайное от вечного и постоянного, художник в своих творениях должен стремиться создавать нечто близкое природе, созвучное ей, должен перенимать те способы, которые она применяет при создании своих произведений».

«Архитектор должен изучать явления и предметы в окружающей среде. Ведь законы тяготения, сжатия и растяжения − это те законы, которыми оперирует архитектор и при создании конструкций − стены, опор, балок, каркаса, арки, свода, − и при использовании дерева, камня, металла, бетона, стекла и разнообразных новых материалов. Надо изучать механические и физические свойства материалов, технически использовать их возможности. И вместе с тем, изучая биологию и ботанику, надо понять строение и развитие живого организма в природе, масштаб и соразмерность членений при создании и природе малого и большого организма».

Насосная станция

«Чувство гармонии и система пропорций связывают искусство архитектуры с поэзией и музыкой. Ритмическая последовательность свойственна и этим видам искусства. Архитектор должен развивать архитектурный слух. Вопрос гармонии, пропорций чрезвычайно важный. Здесь мы можем добиться красоты, потому что красота в правде и гармонии. Но и пропорции ничего не значат, если нет мысли».

«Когда мы работаем над изучением классики прошлого, над изучением современного, мысли не приходят сами. Надо постоянно анализировать, исследовать. Теоретические системы − это защита от неучей.Мысли должны скрещиваться, как скрещиваются семьи, которые только тогда и долговечны и крепки, потому что мысли, которые не скрещиваются, семьи, которые не скрещиваются, быстро вырождаются. Искусство требует борьбы, требует противоречий, и тогда рождаются и новые формы».

«Каким должно быть здание? Первое и основное − это идея образа. Подчас проблему архитектурного образа заслоняет или подменяет увлечение формой. Мы видим нагромождение форм и объёмов, отнюдь не выявляющих образа сооружения. Необходимо умение правильного обращения с объёмом. Нужно понять, что объём есть непосредственная функция плана, а архитектура фасада − функция объёма. Только при этих условиях можно будет добиться понимания того, что архитектура является не случайным решением объёма, а целостным организмом».

Изокомбинат в Москве

«В совершенном произведении искусства есть единство конструктивной, архитектурной и композиционной идеи. Каждая архитектурная форма, каждая деталь должна отвечать утилитарному и идейному назначению целого, должна вытекать из общей идеи архитектурного задания, из характера окружающей среды. И конструктивная тема, и архитектурная тема должны быть выражены простыми средствами. Только правдивая и закономерная конструкция производит впечатление. В образе сооружения форма должна быть связана с содержанием».

«Необходимое качество большого искусства− напряжённость организма, чтобы во всех элементах здания ощущалось напряжённое взаимодействие масс, чтобы все конструкции, все детали работали. Архитектурный образ прекрасен, когда он осуществляет принцип развития и роста организма в движении. Природа не терпит остановки. Надо выразить мысль на отрезок времени в пространстве от − ∞ до + ∞».

Прядильная фабрика в Ивантеевке

«Большое значение имеет умение пользоваться тем или иным материалом. Любой материал приобретает большой художественный смысл, когда к нему прикасается подлинный мастер-художник. Блестящий тому пример − обыкновенный кирпич Коломенской церкви или кирпичные стены Московского Кремля. Мрамор не может прикрыть убожества архитектурной мысли.Прекрасное создавать труднее, чем роскошное. Красота всегда дешевле роскоши».

Реконструкция Камерного театра в Москве

«Нужна неустанная тренировка руки и глаза. Глаз предугадывает то, что затем доказывает разум. Надо вырабатывать видение прекрасного. Надо развивать вкус, чувство прекрасного, а это достигается в результате долгих наблюдений природы и произведений искусства. Вкус вырабатывает стиль. В природе нет безвкусных вещей».

«В произведениях старых мастеров много прекрасного, но мы должны найти своё прекрасное. Я считаю, что каждое произведение должно быть понятно всем, но это очень трудно сделать, это доступно только большим мастерам. Все замечательные сооружения выражали глубокую мысль, понятную массам. И наша задача − найти ясный образ и чёткую идею».

Второй дом Совнаркома в Зарядье

«Архитектура − это наиболее выразительный и наиболее сильный памятник эпохи. Если наше поколение не сумело ещё создать прекрасных вечных памятников, достойных нашего времени, то я уверен, что молодое поколение это сделает».

Можно почитать:

Полёт Мельникова за архитектурой


Текст: Фокина Ирина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта