Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
16 июня 2017 г.

Национальные туристические дороги Норвегии: архитектура природы

Норвежская природа удивительна и многогранна – горные вершины, фьорды, равнины. Уникальное разнообразие ландшафтов, цветов, фактур делают путешествие по Норвегии необычным и полным впечатлений. Однако, самый распространённый вариант изучения страны – с воды, по извилистым фьордам – не позволяет увидеть ещё одну особенность природных ландшафтов Норвегии – включение в них рукотворных архитектурных и арт-объектов, подчёркивающих строгую красоту природы.

Все самые интересные объекты подобного плана включены в маршруты Национальных туристических дорог Норвегии. Это 18 автомобильных дорог протяжённостью 1850 км, проходящих через самые живописные части страны. Впечатления от разнообразной северной природы усиливают образная архитектура, инсталляции и арт-объекты, установленные на смотровых площадках и в зонах отдыха. Природная среда была частично расчищена и дополнена рукотворными объектами, усиливающими визуальный эффект уникальных ландшафтов.

Идея, заложенная в проект, – не только сохранение и привлечение внимания к природному наследию, но и поощрение местных сообществ и стимулирование сельской жизни.

Архитектура здесь оттеняет и подчёркивает природу и, одновременно, выполняет утилитарные функции – организует удобное пространство для отдыха. Согласно замыслу, она должна быть смелой и новаторской и в то же время передавать настроение пейзажа.  

Как и в большинстве скандинавских проектов, особое внимание при строительстве уделяется качеству изготовления и материалам. Они должны выдерживать плохие погодные условия, быть долговечными и не требовать серьёзных эксплуатационных расходов. Поэтому чаще всего используются бетонные и стальные конструкции, жизнедеятельность которых поддерживается солнечными батареями. Однако самое главное требование к постройкам – внимание к местоположению. Любой объект должен стать неотъемлемой частью ландшафта, повторять изгибы фьордов и изломы горных вершин, не нарушая той гармонии, которую заложила в эти пространства природа.

Самый известный маршрут – Гейрангер-Тролльстиген / Geiranger-Trollstigen, тропа троллей, невероятно извилистая дорога, проходящая сквозь горы.

Часть маршрута Гейрангер-Тролльстиген («тропа троллей»)

Объекты на этом маршруте создавала архитектурная студия Рейфуса Рамстада. Смотровая площадка, информационный центр, ресторан выполнены из стали и бетона, текстура которых была максимально приближена к природной за счёт нескольких видов обработки поверхности, от грубой вулканической до гладкой и шелковистой. Проходы и лестницы, ведущие к смотровым площадкам, сделаны в резко изменяющемся ритме, напоминающем горные тропы и заманивающем вглубь этого мощного ландшафта.

Смотровая площадка. Архитектор Рейфус Рамстад

Здание кафе и информационного центра. Архитектор Рейфус Рамстад 

Наравне с камнем ведущую партию в структуре этого пространства играет вода. Значительная часть скандинавской культуры, и норвежской, в частности, связана с водой, и на Trollstigen она присутствует во всех ипостасях: снег в горах, туман в пасмурные дни, закрученный поток водопада и драматический каскад.

Смотровая площадка Nedre Oscarshaug. Архитектурное бюро Carl-Viggo Hølmebakk 

На дороге Аурландсфьелле / Aurlandsfjellet совершенно другой ландшафт и другая архитектура. Ключевой объект этой дороги – смотровая площадка Стегастейн (Stegastein). Лёгкий, светлый, изящный деревянный выступ, парящий над верхушками деревьев и плавно уходящий вниз, к гладкой поверхности фьорда. Приподнятая вверх площадка с прозрачным стеклом фронтального ограждения используется для усиления впечатления от Аурландфьорда, находящегося на 650 метров ниже.

Смотровая площадка Стегастейн. Архитекторы Тод Саундерс и Том Вильхемсен 

Уравновешивает воздушную конструкцию площадки находящееся рядом здание информационного пункта. Оно намеренно спроектировано простым и тяжеловесным, в качестве материалов здесь использованы окрашенный в чёрный бетон и дерево.

Каждый маршрут имеет свою собственную идентичность, и, тем не менее, каждый – это часть мозаики, составленной из восемнадцати разделов. Горы, фьорды, водопады и побережья оказываются осевыми элементами, объединяющими эти разделы. Архитектура же лишь слегка меняет тональность ландшафта, задаёт новый контекст для его восприятия. Выделяясь, но не конфликтуя, она провоцирует бесконечное число аллюзий, трактовок, интерпретаций, вовлекая зрителя в диалог, заставляя всматриваться и замечать непрекращающиеся изменения живой природы. Уникальность норвежского подхода в объединении пейзажа, архитектуры и дизайна в том, что возникает симбиоз, структура, являющаяся переходом от взаимодействия к слиянию.

Смотрите также:

Проект преобразования территории вдоль старой железной дороги

58
Текст: Сурикова Ксения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
2 февраля 2017 г.
24 января 2017 г.
12 января 2017 г.
28 декабря 2016 г.
28 декабря 2016 г.
13 декабря 2016 г.
8 декабря 2016 г.
22 ноября 2016 г.
16 ноября 2016 г.
8 ноября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта