Живые крыши: от мала до велика
Музейные кластеры Берлина: от сепарации к синергии
За относительно короткий период времени музей стал ключевым элементом туристического сектора и актором городской экономики. В борьбе за интерес посетителей, жителей и инвесторов всё больше и больше городов начинают презентовать себя именно как культурные или развлекательные центры. На фоне этого музеи эволюционируют от зданий, посвящённых, главным образом, образовательным и культурным презентациям, в общественные места, где царит посетитель.
В аспекте повышенного внимания, которое города придают инвестициям в музейные объекты и развитие пространственных концентраций музеев – музейных кластеров, показателен опыт Берлина, где таких кластеров сформировалось уже три и стремительными темпами строится четвёртый.
Нетипичный для европейских городов культурный ландшафт формировался в Берлине постепенно, часто под воздействием внешних обстоятельств, и существующие сегодня в разных частях города музейные объединения – результат не только культурной политики, но и сложной истории немецкой столицы.
Послевоенное разделение Германии спровоцировало разделение коллекций искусства между Западным и Восточным Берлином, отдельный музейный ландшафт возник в каждом из двух секторов города. То есть до разрушения Берлинской стены в 1989 году существовало два музея современного искусства и два египетских музея, коллекции которых дополняли друг друга. Главная достопримечательность города – Музейный остров – стал частью Восточного Берлина.
Музейный остров на карте Берлина
Культурная собственность Западного и Восточного Берлина была воссоединена в 1990 году. Прошло десять лет, прежде чем были окончательно приняты проекты перепланировки, реставрационных и строительных работ. Сегодняшняя глобальная реконструкция всего центра Берлина нацелена на то, чтобы вернуть коллекции туда, где они исторически размещались.
Музейный остров
Музейный остров реализует классическую модель музея, следуя традиции презентации искусства, заложенной ещё в XIX веке, когда под каждую историко-культурную область и каждый жанр искусств выделялось отдельное здание.
Вид на Музейный остров со стороны Музея Боде
Формирование этого музейного кластера началось со строительства Старого музея по проекту Карла Шинкеля в 1830 году. Постепенно концентрация музеев на острове усиливалась – в 1859 году появился Новый музей, в 1876 – Старая Национальная галерея, в 1906 – музей Боде. Формирование острова завершилось в 1930 году открытием Пергамского музея. Ансамбль острова можно считать градостроительным феноменом, поскольку его территория, находясь в центре высоко урбанизированного города, одновременно автономна от него и включена в историческую ткань города.
Северо-западную часть острова замыкает треугольное в плане здание Музея Боде, построенное в стиле необарокко. Мост, соединяющий остров с обоими берегами Шпрее, пешеходный и образует вход в музей. Пергамский музей и Музей Боде разделяет железнодорожная ветка. С юго-запада к Пергамскому музею примыкает Новый музей, с юго-востока – Старая национальная галерея, соединяющая в своём образе черты античности и неоклассицизма. Высокая входная лестница выходит на газон с партерной зеленью, на которой расположены скульптуры из фондов музея. Остров соединён с городским центром улицей Бодештрассе, на которую выходит портик Старого музея. Улица открыта для проезда транспорта через западный рукав Шпрее и связана через сквер Люстгартен с главной улицей Восточного Берлина – Унтер-ден-Линден.
Перепланировка острова, длящаяся с конца 1990-х годов, в основном вращается вокруг желания усилить взаимоотношения между отдельными музеями, сделав их более доступными для посетителей. Эта идея выражается в планах создания единого входа и археологического променада – прохода, показывающего самые интересные экспонаты соответствующих музейных коллекций.
Музейный остров. Строительство входной зоны
Культурный форум
Культурный форум в районе Тиргартен возник как альтернатива Музейному острову в период послевоенного разделения Берлина и, как продукт уже не XIX, а XX века, имеет совершенно другую структуру. На территории, пустовавшей после Второй мировой войны в 1960-е годы, недалеко от Потсдамской площади, был построен комплекс зданий, объединивший несколько типов культурных институций – Филармонию, Новую национальную галерею, Музей прикладного искусства, Кабинет эстампа, Библиотеку по искусству и Картинную галерею. Позднее эволюция музея, как типа общественного здания, и музейной архитектуры приведёт к объединению этих институций в одном пространстве.
Культурный форум. Общий вид
Площадь, объединяющая здания Культурного форума, – образец качественного ансамбля современной архитектуры, включающего не только разноплановые модернистские постройки, но и неоготическую церковь XIX века. Однако, как городское пространство, образованное хорошей, но не контекстуальной архитектурой, пространство Культурфорума не достаточно, не равномерно заполнено, не имеет ясной формы, и в целом не соответствует универсальным традициям создания общественных пространств европейских городов. Планируемая реконструкция площади должна решить эту проблему за счёт строительства здания «Музея XX века».
Культурный форум. Общий вид
Культурный форум. Музей декоративно-прикладного искусства
Музейный центр Берлин-Далем
Расположенный на юго-западе Берлина этот кластер объединяет Музей азиатского искусства, Этнологический музей и Музей европейских культур.
Район Далем начал формироваться в конце XIX – начале XX века, как район дорогих вилл. Однако уже к концу 1920-х Вильгельм фон Боде предложил создать там специализированный музейный центр, презентующий неевропейские культуры.
Незаконченный музей по проекту Бруно Пауля стоял в Далеме ещё со времён Первой мировой войны, но проект так и не был реализован. Полноценный музейный центр Берлин-Далем был создан только в 1960-е годы, строительство заканчивали Вилс Эберт и Фриц Борнеман. Как и Культурфорум, Берлин-Далем возник как компенсация оставшихся за Берлинской стеной сокровищ Музейного острова. Сегодня это культурный и научный кластер – здесь располагаются Свободный университет Берлина, филологическая библиотека, музейный центр.
Музейный центр Берлин-Далем. Боковой фасад
Архитектура музейного центра – образец направления «новая вещественность», которому присущи строгая рациональность и пуританская скупость формы.
Масштабная реконструкция культурных институций, идущая сегодня в Берлине и затрагивающая все музейные кластеры, вероятно, приведёт к исчезновению или сильным трансформациям Берлин-Далема. Планируется, что к 2019 году неевропейские коллекции и этнологическое собрание в рамках проекта «Форум Гумбольдта» переедут в реконструированный Берлинский городской дворец, а Музей европейских культур переместится в пространство Культурного форума.
Форум Гумбольдта
С окончанием реконструкции Берлинского дворца в 2019 году в историческом центре Берлина появится пространство, объединяющее институции культуры, науки и образования, которое в память об Александре фон Гумбольдте получило название Гумбольдт форума. Авторы проекта видят его задачу в построении диалога между культурами и создании площадки для обсуждения и анализа исторических и текущих глобальных проблем.
Форум будет располагаться в стенах реконструированного Берлинского городского дворца, уничтоженного в середине XX века. Проект предполагает сохранение пропорций исторического здания и воссоздание трёх фасадов. Со стороны двора также будут восстановлены три стены. Фасад, выходящий на набережную Шпрее, будет иметь уже современные формы. Современными будут и интерьеры нового комплекса, исключение составит только восстановленный купол дворца, его росписи будут повторять исторические.
Проект реконструкции Берлинского дворца для Гумбольдт форума
Предполагается, что Форум Гумбольдта будет состоять из 3-х частей: агоры (дискуссионной площадки), мастерских знаний (библиотеки и университета) и выставочных залов. Будущий форум – это новый, синтетический тип общественного здания и новый тип музея, который, вероятно, в будущем не будет существовать обособленно, а будет аккумулировать вокруг себя разнообразные функции.
В материале использованы собственные фотографии автора, а также материалы с сайтов wikipedia.org и flickr.com.
Комментарии