Живые крыши: от мала до велика
Море волнуется, rejse: обзор современной датской архитектуры
Дания – государство средневековых городов. Это ничуть не мешает современным датским архитекторам создавать шедевры архитектуры, значимые не только для местной, но и для мировой культуры.
Площадь континентальной Дании (без Гренландии и Фарерских островов) – 43 тыс. кв. км. – немногим больше территории Рязанской области. Численность подданных Её Величества Маргрете II – 5,7 млн человек, что сравнимо с населением Санкт-Петербурга. И это крохотное, даже по европейским меркам, государство обладает уникальной культурой, особенно архитектурой. Она в высшей степени точно учитывает образ жизни человека и самобытную северную природу. Кратко описать зодчество можно парафразом Шеллинга:«датская архитектура – это застывшая философия».
В середине XX века архитектурная школа Дании перешла в эпоху перманентного эксперимента. Для мастеров, которые здесь жили или выполняли отдельные проекты, поиск новых форм и даже новых смыслов стал неотъемлемой частью работы. Как итог – в 2010-х годах путешествовать по стране можно исключительно ради знакомства с актуальным зодчеством. Количество выполненных уникальных зданий и сооружений столь велико, что для краткого описания всех шедевров понадобится энциклопедия.
В основном, современная архитектура производит впечатление, будто она создана из жидкого стекла. Обилие стеклянных поверхностей различных форм мгновенно приковывает внимание. Хотя каждое новое здание имеет характерную планировку и причудливый внешний декор, можно выделить два основных направления, которые исповедуют архитекторы, – нео-футуризм и деконструктивизм.Оба стиля возникли во второй половине прошлого века. Их развитие связано не только и не столько с использованием новых материалов, а с совершенствованием эргономики, с формированием актуального представления о деятельности человека и роли техники в современном мире.
КОНДОМИНИУМ 8 HOUSE
В контексте размышлений о человеке и жилой среде представляют особый интерес современные датские кондоминиумы. Для развивающегося района на окраине Копенгагена Орестад (Ørestad) датское архитектурное бюро BIG (Bjarke Ingels Group) разработало многоэтажку 8 House. В названии отражена планировка необычного дома: единый корпус сплетён в форме несимметричной цифры 8, центральный сектор которой отведён под общественные помещения, доступные всем жителям. В здании использовано много удивительных решений: два зелёных внутренних дворика со сквозным проходом к набережной канала, расположенного непосредственно за внешней стеной дома. Попасть в апартаменты, в том числе в пентахаус, можно на велосипеде: вдоль всего здания проложены пешеходные и велосипедные дорожки. В довершение всего на наклонной части крыши был устроен газон. В 2011 году на престижной международной премии World Architecture Festival комплекс 8 House был назван Жилым домом года (Housing Building of the Year).
КОНДОМИНИУМ VM HOUSES
Бюро BIG вместе с архитекторами из студии JDS создали ещё один кондоминиум, расположенный в Копенгагене. Проект VM Houses – это яркий образец деконструктивизма. В двух зданиях – в форме букв V и M соответственно –существует 209 апартаментов. Чтобы обеспечить исключительную эргономику, специалисты разработали 80 различных типов двухъярусных апартаментов с панорамными окнами, направленными на юг. А для создания максимальной изолированности, в частности, балконы в здании обращены в разные стороны.
КОНДОМИНИУМ BØLGEN
Для знакомства с прекрасным можно покинуть столицу и направиться, например, в городок Вайле (Vejle), где в этом году должно завершиться строительство кондоминиума Bølgen («Волна»). Автор жилого комплекса – бюро Henning Larsen Architects, которое на момент разработки проекта возглавлял классик Хеннинг Ларсен. Форма здания, расположенного на берегу фьорда, при свете солнца символизирует морскую волну. Вечером, когда в апартаментах зажигаются огни, кажется, будто Bølgen становится иллюминированным продолжением окрестных холмов.
ОФИСНЫЙ ЦЕНТР AXEL TOWERS
Уж если датским архитекторам удалось объекты жилищного строительства превратить в шедевры современного искусства, закономерно, что и общественные здания они создают выдающиеся. Архитектор Лене Тренберг (Lene Tranberg), глава студии Lundgaard & Tranberg Arkitekter, придумала для юридической компании Gorrisen Federspiel офисный центр в виде пяти круглых башен. Такая планировка обеспечивает максимум солнечного света в помещениях в течение дня, в то время как поперечные ребра, расположенные на внешних стенах по бокам от окон, ограничивают поток прямых лучей в офисах до двух часов. Снаружи здание облицовано прочным материалом томпаком (разновидность латуни), чей золотисто-бронзовый цвет создает ощущение монументальной элегантности. На нижних четырех этажах всех башен расположены общественные организации: магазины, рестораны. Примечательно, что между башнями на возвышенности находится небольшой общественный сад со скамейками. Здесь удобно передохнуть от городской суеты.
ОФИСНОЕ ЗДАНИЕ FJORDENHUS
В упомянутом уже городе Вайле буквально в водах фьорда находится офисное здание Fjordenhus – штаб-квартира инвестиционной компании Kirk Kapital. Во внешности необычного комплекса угадываются мотивы средневековых крепостей. Однако специалисты бюро Studio Olafur Eliasson вдохновлялись не замком «Эльсинор», а окружающим природным ландшафтом. «Форт» связан с землей небольшим пешеходным мостиком, на манер древних укреплений. Впрочем, существует и современный тоннель, который соединяет подземный уровень здания с городскими улицами. Все, кто проходят по мосту, оказываются на базовом этаже, откуда открывается красивый вид на бухту. Выше расположены три офисных этажа. Наружные стены здания выполнены из бетона и облицованы кирпичами девяти различных цветов.
НОВЫЙ КОРПУС ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ORDRUPGAARD
Зачастую новые здания в Дании становятся гармоничным продолжением сложившегося архитектурного комплекса. Такой путь выбрала Заха Хадид при проектировании нового корпуса художественного музея Ordrupgaard. Прелесть её идеи не только в том, как новое сооружение сочетается с историческим ансамблем. Самое главное – это впечатление, которое складывается у посетителя музейного комплекса. Британо-иракскому архитектору удалось создать помещение, в котором стёрты грани между музейной экспозицией, коридорами и даже – окружающим ландшафтом. Человек, прогуливаясь вне и внутри здания, воспринимает музей и окрестный парк как единый комплекс.
Музей живописи Ordrupgaard. Историческое здание и новый корпус, построенный по проекту Захи Хадид
Пример датского зодчества доказывает, что город – это не музей под открытым небом, а живой организм. Чтобы он жил, «клеткам» нужно обновление. Архитекторы, создавая великолепные здания – будь то музеи или небольшие коттеджи, – стимулируют своих коллег разрабатывать новые проекты, которые станут шедеврами следующего десятилетия.
Комментарии