Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
3 июля 2018 г.

Море волнуется, rejse: обзор современной датской архитектуры

Дания – государство средневековых городов. Это ничуть не мешает современным датским архитекторам создавать шедевры архитектуры, значимые не только для местной, но и для мировой культуры.

Площадь континентальной Дании (без Гренландии и Фарерских островов) – 43 тыс. кв. км. – немногим больше территории Рязанской области. Численность подданных Её Величества Маргрете II – 5,7 млн человек, что сравнимо с населением Санкт-Петербурга. И это крохотное, даже по европейским меркам, государство обладает уникальной культурой, особенно архитектурой. Она в высшей степени точно учитывает образ жизни человека и самобытную северную природу. Кратко описать зодчество можно парафразом Шеллинга:«датская архитектура – это застывшая философия».

В середине XX века архитектурная школа Дании перешла в эпоху перманентного эксперимента. Для мастеров, которые здесь жили или выполняли отдельные проекты, поиск новых форм и даже новых смыслов стал неотъемлемой частью работы. Как итог – в 2010-х годах путешествовать по стране можно исключительно ради знакомства с актуальным зодчеством. Количество выполненных уникальных зданий и сооружений столь велико, что для краткого описания всех шедевров понадобится энциклопедия.

В основном, современная архитектура производит впечатление, будто она создана из жидкого стекла. Обилие стеклянных поверхностей различных форм мгновенно приковывает внимание. Хотя каждое новое здание имеет характерную планировку и причудливый внешний декор, можно выделить два основных направления, которые исповедуют архитекторы, – нео-футуризм и деконструктивизм.Оба стиля возникли во второй половине прошлого века. Их развитие связано не только и не столько с использованием новых материалов, а с совершенствованием эргономики, с формированием актуального представления о деятельности человека и роли техники в современном мире.

КОНДОМИНИУМ 8 HOUSE

В контексте размышлений о человеке и жилой среде представляют особый интерес современные датские кондоминиумы. Для развивающегося района на окраине Копенгагена Орестад (Ørestad) датское архитектурное бюро BIG (Bjarke Ingels Group) разработало многоэтажку 8 House. В названии отражена планировка необычного дома: единый корпус сплетён в форме несимметричной цифры 8, центральный сектор которой отведён под общественные помещения, доступные всем жителям. В здании использовано много удивительных решений: два зелёных внутренних дворика со сквозным проходом к набережной канала, расположенного непосредственно за внешней стеной дома. Попасть в апартаменты, в том числе в пентахаус, можно на велосипеде: вдоль всего здания проложены пешеходные и велосипедные дорожки. В довершение всего на наклонной части крыши был устроен газон. В 2011 году на престижной международной премии World Architecture Festival комплекс 8 House был назван Жилым домом года (Housing Building of the Year).

КОНДОМИНИУМ VM HOUSES

Бюро BIG вместе с архитекторами из студии JDS создали ещё один кондоминиум, расположенный в Копенгагене. Проект VM Houses – это яркий образец деконструктивизма. В двух зданиях – в форме букв V и M соответственно –существует 209 апартаментов. Чтобы обеспечить исключительную эргономику, специалисты разработали 80 различных типов двухъярусных апартаментов с панорамными окнами, направленными на юг. А для создания максимальной изолированности, в частности, балконы в здании обращены в разные стороны.

КОНДОМИНИУМ BØLGEN

Для знакомства с прекрасным можно покинуть столицу и направиться, например, в городок Вайле (Vejle), где в этом году должно завершиться строительство кондоминиума Bølgen («Волна»). Автор жилого комплекса – бюро Henning Larsen Architects, которое на момент разработки проекта возглавлял классик Хеннинг Ларсен. Форма здания, расположенного на берегу фьорда, при свете солнца символизирует морскую волну. Вечером, когда в апартаментах зажигаются огни, кажется, будто Bølgen становится иллюминированным продолжением окрестных холмов.

ОФИСНЫЙ ЦЕНТР AXEL TOWERS

Уж если датским архитекторам удалось объекты жилищного строительства превратить в шедевры современного искусства, закономерно, что и общественные здания они создают выдающиеся. Архитектор Лене Тренберг (Lene Tranberg), глава студии Lundgaard & Tranberg Arkitekter, придумала для юридической компании Gorrisen Federspiel офисный центр в виде пяти круглых башен. Такая планировка обеспечивает максимум солнечного света в помещениях в течение дня, в то время как поперечные ребра, расположенные на внешних стенах по бокам от окон, ограничивают поток прямых лучей в офисах до двух часов. Снаружи здание облицовано прочным материалом томпаком (разновидность латуни), чей золотисто-бронзовый цвет создает ощущение монументальной элегантности. На нижних четырех этажах всех башен расположены общественные организации: магазины, рестораны. Примечательно, что между башнями на возвышенности находится небольшой общественный сад со скамейками. Здесь удобно передохнуть от городской суеты.

ОФИСНОЕ ЗДАНИЕ FJORDENHUS

В упомянутом уже городе Вайле буквально в водах фьорда находится офисное здание Fjordenhus – штаб-квартира инвестиционной компании Kirk Kapital. Во внешности необычного комплекса угадываются мотивы средневековых крепостей. Однако специалисты бюро Studio Olafur Eliasson вдохновлялись не замком «Эльсинор», а окружающим природным ландшафтом. «Форт» связан с землей небольшим пешеходным мостиком, на манер древних укреплений. Впрочем, существует и современный тоннель, который соединяет подземный уровень здания с городскими улицами. Все, кто проходят по мосту, оказываются на базовом этаже, откуда открывается красивый вид на бухту. Выше расположены три офисных этажа. Наружные стены здания выполнены из бетона и облицованы кирпичами девяти различных цветов.

НОВЫЙ КОРПУС ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ORDRUPGAARD

Зачастую новые здания в Дании становятся гармоничным продолжением сложившегося архитектурного комплекса. Такой путь выбрала Заха Хадид при проектировании нового корпуса художественного музея Ordrupgaard. Прелесть её идеи не только в том, как новое сооружение сочетается с историческим ансамблем. Самое главное – это впечатление, которое складывается у посетителя музейного комплекса. Британо-иракскому архитектору удалось создать помещение, в котором стёрты грани между музейной экспозицией, коридорами и даже – окружающим ландшафтом. Человек, прогуливаясь вне и внутри здания, воспринимает музей и окрестный парк как единый комплекс.

Музей живописи Ordrupgaard. Историческое здание и новый корпус, построенный по проекту Захи Хадид

Пример датского зодчества доказывает, что город – это не музей под открытым небом, а живой организм. Чтобы он жил, «клеткам» нужно обновление. Архитекторы, создавая великолепные здания – будь то музеи или небольшие коттеджи, – стимулируют своих коллег разрабатывать новые проекты, которые станут шедеврами следующего десятилетия.


Текст: Лурье Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта