Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
15 декабря 2017 г.

Медленная культура: как не сбиться с ритма северной архитектуры?

Диван, на котором мы спим, зубная щётка, которой мы пользуемся утром, вывеска на остановке автобуса напротив нашего дома, сам автобус – всё это медленная культура, связанная с вопросами производства вещей, которые влияют на каждодневную жизнь человека на Севере. Что ему стоит выбрать – качество или количество, фаст-культуру или уникальность места? Об этом говорили архитекторы, дизайнеры и урбанисты из России и Северной Европы на прошедшем в Архангельске «Арктик Арт Форуме».

«Важность творчества, креативных индустрий, дизайна и архитектуры растёт. Для нас этот форум – эксперимент. Я считаю, что говорить о прекрасном, концептуальном и современном, оторвавшись от реальности, неконструктивно. Мы уверены, что искусство – это не то, что стоит в галереях, искусство – для жизни и связано с жизнью. Этот форум о тотальности креативного импульса человека. Последнее время растёт и внимание к Северу в Швеции, Финляндии, Норвегии, России и других странах Арктики. Мы видим, что у наших соседей достаточно успешно продвигается работа по развитию креативных индустрий, дизайна, архитектуры. И мы рады, что сегодня они приехали к нам, чтобы передать эстафету творчества», – открыла «Арктик Арт Форум» куратор Екатерина Шарова.  

Собраны по крупицам

В 2017 году организаторы форума приняли решение работать на границе искусства и смежных дисциплин, взяв за основу потребности и вызовы Русского Севера. Поэтому ключевым мероприятием программы стала конференция с дизайнерами, архитекторами, урбанистами, художниками из России, Норвегии, Дании и Финляндии.

Первая половина конференции«Дизайн и архитектура: изменение качества жизни» была посвящена роли, которую в индустрии играют профессиональные общества. Специалисты отвечали на вопрос, что значит быть членом такой организации.

«Наша организация была создана в 1945 году, – рассказала председатель Норвежского сообщества дизайнеров интерьера и мебели (NIL) Терезе Симонсен. – На данный момент у нас 670 членов в девяти ассоциациях по всей стране. Наша амбициозная цель – продвигать дизайн мебели и интерьеров как профессию, равноценную архитектуре. Очень важно, чтобы поставщики и девелоперы видели ценность в том, чтобы нанимать представителей нашей профессии. Сейчас её востребованность растёт благодаря достаточно хорошей экономической ситуации. Наше отличие от смежных профессий – работа, нацеленная непосредственно на конечного пользователя».

Терезе Симонсен, как и члены других сообществ Норвегии в сфере архитектуры и дизайна, отмечает, что одной из главных проблем таких организаций является территориальная раздробленность и дефицит профессионалов на севере страны. Например, в Осло работает 400 членов NIL, а в губернии Тромсе – лишь 12.

«Наша ассоциация определяет норвежскую политику в области архитектуры, – прокомментировал председатель северного отделения Союза норвежских архитекторов (NAL) Магнус Воган. – У членов нашего филиала, расположенного в Тромсе, проблемы, как у всех: нас очень немного, мы разбросаны, при этом нам нужно собираться на какой-то площадке для совместного общения».

Как сообщили руководители сообществ северной Норвегии в сфере дизайна и архитектуры, такой площадкой для них стал Северонорвежский центр дизайна и архитектуры (NODA), который был создан искусствоведом Мишель Ренее Видерое именно для этой роли в 2014 году. По мнению члена Норвежского общества ландшафтных архитекторов (NLA) Ракель Катрине Фредриксен, NODA – это устойчивая платформа для общения дизайнеров и архитекторов, на которой нет места конкуренции, оказывающей сильное влияние в обычной рабочей жизни.

Магия живой архитектуры

Ещё одной важной темой конференции стало устойчивое развитие в городе и вне города. Как сделать своё место жительства умнее, комфортнее и красивее, рассказала создательница креативного сообщества World Cultures United Анастасия Малафей, которая родилась на севере России, в Новодвинске, но долгое время живёт в Осло.

 «Та магия, когда проекты, которые мы придумываем, по-настоящему приживаются в пространстве и остаются там навсегда, происходит благодаря жителям городов, общественным организациям, творческим людям, – поделилась Анастасия Малафей. – Преобразование пространства – это как иглотерапия, когда ты действуешь очень резко, локально, но тем самым лечишь всё тело. Любому городу нужны интересные инициативы, которые способны дерзко изменить даже целую страну».

Среди инструментов для создания умных городов и общества Анастасия Малафей выделила нетрадиционное взаимодействие, создание городской лаборатории, планировании открытых улиц и городское вмешательство.

Примером нетрадиционного взаимодействия, по словам Анастасии Малафей, можно считать историю компании активистов из Техаса, которые решили в один день нарушить все правила планирования городского пространства и изменить свой город, как им хотелось. Они расставили вазы с цветами там, где хотели видеть парк, «открыли» кафе и магазины, где им было удобно, нарисовали пешеходный переход там, где переходили дорогу их дети, идущие из школы. В конце концов, действия активистов повлияли на решения муниципалитета в вопросе организации общественных пространств, и это движение распространилось по всем США.

«Планированием открытых улиц занимается мэр Тирана, столицы Албании, – продолжила Анастасия Малафей. – Он считает, что дети – это самый лучший партнёр в реализации новых идей, они быстро воспринимают инновации и затем влияют на своих родителей. Периодически градоначальник перекрывает проезжую часть какой-либо дороги, чтобы дети могли там свободно кататься на велосипедах. В итоге это уже повлияло на выбор средств передвижения жителей города: они стали чаще выбирать экологичный транспорт вместо автомобилей».

Городская лаборатория и городское вмешательство – методы преобразования к лучшему неблагополучных районов с помощью создания силами соседских сообществ мест совместного времяпрепровождения, организации уличных праздников и преображения внешнего вида улиц.

О противоположной проблеме, которую пытаются решить креативные индустрии – сохранении деревянной архитектуры и устойчивом развитии деревни – рассказала заместитель директора Кенозерского национального парка Александра Яковлева.

«На территории парка находится порядка 30 деревень с населением около 2 тысяч человек, – пояснила она. – В 2014 году Кенозерье было внесено в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, так что в ближайшем будущем у нас есть шанс стать одним из мировых символов нашего региона. Что очень важно, мы не музей под открытым небом, это жилая и живая территория. Все памятники после реставрации, в которой обязательно принимают участие местные плотники, переходят в пользование местным жителям. Мы научились что-то делать с памятниками архитектуры, но очень важно сохранить всю архитектурную среду, а не только отдельные здания. Очень не хотелось бы, чтобы северные деревни превратились в безликие дачные поселки с высокими железными заборами и сайдингом безумных расцветок».

Для сохранения северной деревенской архитектуры специалисты Кенозерского национального парка утвердили особые правила землепользования и застройки, начали вести постоянную разъяснительную работу с местными жителями. Вместе с архитекторами и ландшафтными дизайнерами были разработаны рекомендации по поводу цветовых решений, стиля фасадов и крыш, форм строений, а также несколько проектов-примеров. Эти документы стали правовым механизмом заповедной территории.

«За несколько лет мы добились некоторых результатов, – добавила Александра Яковлева. – От полного неприятия идеи современными жителями деревень мы пришли к понимаю того, что традиционная архитектура – это ресурс развития сельской местности».

Креативный импульс

Как заключили организаторы «Арктик Арт Форума», устойчивый дизайн и архитектура, изучение новых методов и материалов для производства, открытие заново лучших практик прошлого, повышение компетентности потребителей – это механизмы для обеспечения устойчивого общества. Всё более востребованным, по их мнению, становится запрос жителей городов как на актуализацию собственной истории и собственного наследия, так и на повышение качества жизни. Задачей профессионалов креативных индустрий является осмысление роли эстетических знаний в обычной жизни каждого человека.

«Архангельск, как никакой другой город, подходит для такого рода встреч, как «Арктик Арт Форум», – заключил почётный консул Королевства Норвегия в Архангельске Андрей Шалёв. – Город с давних пор стал местом, где встречались две культуры и традиции – русская и иностранная, в первую очередь, европейская. И сегодня Архангельск возвращает себе звание открытого международного города, чему это событие является подтверждением. За те 25 лет возрождения трансграничных связей в Баренцевом регионе сформировались тысячи контактов между экспертами и сотни международных сообществ. Этот ресурс мы должны использовать в развитии северных территорий».

Фото: Кирилл Иодас, Екатерина Чащина.

Что можно почитать:

Интервью с основателем NODA Мишель Ренее Видерое

Интервью с Натальей Лисовской – о сохранении деревянной архитектуры


Текст: Фокина Ирина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
29 декабря 2017 г.
18 декабря 2017 г.
11 декабря 2017 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта