Живые крыши: от мала до велика
Manuelle Gautrand: архитектурное бюро и его основательница
Представить современную французскую архитектуру в лицах не так-то просто — имена французских архитекторов не сразу приходят на ум. Между тем звёздные Жан Нувель и Одиль Декк и альтернативные Lacaton&Vassal не единственные важные фигуры на французской сцене: профессиональная средаво Франции очень живая и подвижная.
Кроме молодых бюро, за которыми стоит крепкая школа, есть и фигуры постарше, одна из них — Мануэль Готран (Manuelle Gautrand), в этом году ставшая первой женщиной, получившей Европейскую премию в области архитектуры. Эта премия была создана в 2010 году и ежегодно вручается архитекторам, которые вместе с мастерством демонстрируют в своих работах «принципы европейского гуманизма». Среди лауреатов прошлых лет можно найти Бьярке Ингельса и Сантьяго Калатраву.
Мануэль Готран, родившаяся в 1961 году в Марселе, окончила архитектурную школу в Монпелье. После окончания шесть лет работала в одном из парижских архитектурных бюро, а затем в 1991 году основала собственную практику в Лионе, которая через три года переместилась в Париж.
Бюро Manuelle Gautrand architect занимается в основном коммерческим проектированием: небольшие торговые галереи, крупные общественные центры, офисные здания, гостиницы и многоэтажное жильё.
Широкую известность бюро приобрело благодаря шоуруму автомобильного концерна Citroën, появившемуся в 2007 году на Елисейских полях. Бюро ставило своей задачей создать символический элемент внутри здания, своеобразный «корпоративный тотем»: для этого была разработана особая конструкция из восьми круглых платформ, нанизанных на вертикальный остов. Каждая из платформ служит местом для экспонирования автомобиля, а зрители рассматривают машины, поднимаясь по пандусам и лестницам узкого здания. Автомобили отражаются в зеркальном дне более высоких уровней.
Эффектная красная конструкция окружена белыми поверхностями и зеркальным потолком и хорошо видна снаружи, сквозь прозрачный фасад из стеклянных треугольников, которые напоминают логотип компании. Множество отражений создаёт волнующее ощущение лёгкости, эффектное прозрачное здание с красными вставками выглядит празднично, как большая новогодняя игрушка — и привлекает внимание одной из главных торговых улиц мира.
Широко известен комплекс зданий Cité des Affaires («Город бизнеса»), разработанный во французском городе Сент-Этьен как офис нескольких государственных ведомств.
Здание, завершённое в 2011 году, расположено в исторической части промышленного города неподалеку от главного вокзала. Его форму команда Manuelle Gautrand architect прозвала «Ацтекской змеёй»: простые горизонтальные и вертикальные движения складываются в объём с тремя входными порталами, которые открывают важные видовые точки и делают внутриквартальную территорию проницаемой для горожан.
Фасады, обращённые к улице, имеют сплошную систему остекления, позволяющую внутренней программе здания быть гибкой; а внутренние фасады окрашены в спектральный жёлтый цвет, благодаря чему внутренние дворы не превращаются в монотонные офисные задворки.
Ещё один известный проект бюро — культурный центр в Сен-Луи под названием Le FORUM. Озорное название, отсылающее к римским форумам, служившим центрами общественной жизни в городах, отражает главную идею здания: тринадцать оранжевых блоков со скатной крышей и весёлыми фасадами из перфорированного металла складываются в здание, которое обеспечивает досуг жителям городка на границе Франции, Швейцарии и Германии.
Главное помещение здания — огромный зал площадью 1870 кв. м, который может служить баскетбольной площадкой или гимнастическим залом, а при необходимости превращаться в место театральных представлений или концертов.
В здании есть и более приватные части — например, кухня-столовая, которая служит банкетным залом.
Фойе центра Le Forum (сверху) и спортивный зал (внизу). Manuelle Gautrand architect, 2015
Перфорированный металл, цветовая гамма и текстура которого специально разрабатывались для проекта, существует не только на фасадах: многие детали интерьера облицованы им же.
В 2016 году бюро завершило важный проект парижского кинотеатра Alésia в четырнадцатом округе Парижа, принадлежащего компании Gaumont-Pathé.
Историческое здание 1921 года было полностью перестроено, чтобы кинотеатр отвечал нуждам сегодняшнего города: кроме восьми зрительных залов в кинотеатре появился атриум высотой в три этажа: здесь располагаются небольшие кафе и магазины, где зрители могут подождать своего сеанса.
Внутреннееустройствокинотеатра Alésia. Manuelle Gautrand architect, 2016
Главный элемент здания — медиафасад, состоящий из дюжины вертикальных полос с резкими складками. В центральной части складки сделаны из стекла и покрыты регулярно разнесёнными светодиодными модулями, формирующими крупную анимированную сетку. Нижняя часть полос отгибается, образуя навес над входом в кинотеатр.
Принципиальный макет, объясняющий устройство фасада. Manuelle Gautrand architect
Для своих проектов бюро Manuelle Gautrand architect находит смелые архитектурные решения, которые затем подкрепляются неординарной технической работой. Это бюро много работает с новыми материалами и технологиями, а их проекты, вне зависимости от соседства с современными или историческими зданиями, всегда выглядят броско — и могут вызывать неоднозначные чувства.
В то же время технологические новшества в работах бюро не превращаются в самоцель, а служат архитектурному замыслу. «Проект каждый раз должен символически соединять в себе особенности места и функциональной программы» — такой тезис можно обнаружить на сайте бюро, в котором работает около двадцати архитекторов.
Непривычность, свежесть облика и возможность увидеть привычные явления под новым углом очень важны для практики Manuelle Gautrand. Сама Готран убеждена, что в современные города необходимо вдыхать новую жизнь, и архитектура должна изобретать нечто новое, увлекать человека и предлагать неожиданные ответы.
Познакомиться с остальными проектами можно на сайте бюро manuelle-gautrand.com.
Комментарии