Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
1 июля 2015 г.

Магия Азии на ЭКСПО-­2015

 

BERLOGOS продолжает азиатскую тему обзором наиболее значимых павильонов дальневосточных стран.


Чарующий мир Востока сегодня не так уж чарующ и загадочен для европейского человека. Все больше азиатских корпораций опутывают своими щупальцами мир. Дальневосточные страны завоевали себе место в мировой экономике и в умах глобального сообщества. Ведущие и сильнейшие из азиатских стран представили на Мировой выставке павильоны, наполненные восточным колоритом и культурными особенностями своих регионов.

Тема японского павильона: «Гармоничное разнообразие». Основной концепт складывается из таких философских категорий японской культуры, как «итадакимас» (выражение почтения перед началом трапезы), «готисосама» (выражение признательности после приема пищи), «мотанаи» (чувство сожаления о чем-то, что напрасно упущено) и «осусовакэ» (чувство эмпатии). Как считают японца, эти принципы должны спасти современный мир.



Архитектура павильона авторства Ацуси Китагава совмещена с завораживающими инсталляциями японских дизайнеров Нэндо и TeamLab . Как и в случае с китайскими павильонами, японцы сплавили высокие технологии со строгими традициями. Правда, японцев здесь отличает уникальное чутье пространства, материала и склонность к большей простоте.



Подобное совмещение промышленного минимализма с традиционной деревянной архитектурой возможно только в творении японцев. Трехмерная деревянная решетка – основной лейтмотив всего павильона – собрана, подобно стенам храма Хорюдзи, без единого гвоздя, за счет естественного компрессионного сжатия дерева под собственным весом. Такие конструкции долгие годы помогали японцам переживать бесчисленные землетрясения, что, между прочим, созвучно одному из ключевых понятий всего ЭКСПО­2015 – «устойчивость». Авторы павильона утверждают, что в своем проекте они впервые совместили традиционную архитектуру с последними результатами научных исследований свойств древесины.




Однако архитектура японского павильона это не самое интересное. Команда TeamLab при помощи реагирующей на человеческие движения видеопроекции создала в одной мультимедийной инсталляции искусственный пруд . В другой – при помощи тех же видео- и цифровых технологий сотворила «источник» , из которого буквально «льются» потоки информации о японской еде.




В общем и целом в японском комплексе здания не играют особой роли, и первоочередное внимание уделено пространству, отдаленно напоминающему модернизированный японский сад для прогулок «нива».

Малайзия так же, как и их китайские коллеги в объединенном павильоне China Corporate, решила развивать в своем павильоне тему семян. Правда, в отличие от китайцев, сделано это с меньшим изяществом. Четыре отдельных помещения буквально воспроизводят форму семени, хотя их можно принять за что угодно, хоть за огурец. Семена – это аллегория экономики Малайзии, выросшей из сельского хозяйства и достигшей сегодняшних высот. Внешний каркас каждого «семени» выполнен из клееного бруса «глулама», изготовленного из местных сортов древесины. Авторы проекта, Hijjas Kasturi associates , посчитали, что, создавая сложную конструкцию из дерева, они продемонстрируют свои возможности, хотя такое решение не назовешь тонким, а общая композиция выглядит несколько разваленно и не слишком интересно.




Непал в этом году пошел по проторенному пути. Implementing Expert Group (IEG) уже в который раз подготавливает павильон, состоящий из элементов исторической застройки Непала. Воссоздав традиционную непальскую деревню, архитекторы дополнили ее стеклянным экраном, напоминающим о буддистской мандале.



В этом году стремление к стабильности – видимо, так следует понимать эту приверженность к повторению одних и тех же идей из года в год – приобрело пронзительное звучание после череды недавних землетрясений в Непале. В результате подземных толчков было разрушено более 2000 домов, еще 4000 были повреждены. В Катманду уничтожены башня Дхарахара из списка всемирного наследия ЮНЕСКО, площадь Дурбар, храм Трайлокья Мохан Нараян, храм Маджу Девал и сотни других памятников архитектуры. В свете этих событий непальский павильон приобрел гораздо более глубокое звучание, так как сейчас он напоминает нам о том, сколь хрупким может быть наше историческое прошлое и что нужно ценить свое архитектурное наследие.



Тема южнокорейского павильона: «Я то, что я ем». Журнал ArchDaily назвал его самым интроспективным на ЭКСПО­2015. Дизайн постройки навеян белизной корейского фарфора, а если быть еще более точным, то чайником в форме полной луны. Ее авторы, Archiban Architects Group, решили противопоставить геометрической точности генерального плана ЭКСПО­2015 органические формы, отсылающие к местным корейским традициям.




Основная тема павильона вертится вокруг корейской традиционной еды, где большую роль играет ферментация. Именно такую еду корейцы предлагают в качестве пищи будущего. Внутри павильона в огромном котле демонстрируется процесс ферментации, напоминающий зарождение жизни. Одновременно на множество небольших котлов проецируются абстрактные узоры. Вообще, в плане технической оснащенности корейский павильон мало чем уступает японским интерактивным экспозициям.




Павильон Таиланда , спроектированный компанией The Office of Bangkok Architects (OBA) , находится в самом центре ЭКСПО­2015 и подходит вплотную к одному из каналов. Вода занимает в композиции одно из центральных мест. Так, при входе на территорию павильона гостей встречают змеи Наги. Отсюда же начинается подъем по тропе через рисовое поле, организованное таким образом, чтобы показать одновременно разные стадии возделывания.




В основу концепции здания положен символ тайского сельского хозяйства – широкополая шляпа из пальмового листа. Вход в павильон стилизован под этот головной убор. Сама постройка ограничена кирпичной стеной, напоминающей стены тайских монастырей. Изломанная в трех плоскостях и материалами с зеркальной поверхностью, стена отражает одновременно воду, посетителей и небо над головой.




Завершать наш обзор азиатских павильонов должно было сооружение «Потрясающая Азия», созданное базирующейся в Китае международной корпорации JooMoo . Офис компании находится в Пекине, но филиалы есть в Малайзии, Южной Корее, Гонконге, а также в Италии. Не случайно проект павильона был разработан бюро Nemesi & Partners , которое также проектировало основной выставочный павильон, принадлежащий Италии.




Павильон должен был представлять культуру не отдельной страны, но целого конгломерата азиатских стран, т.е. азиатский образ жизни. Вновь идея постройки вращалась вокруг воды и колыбели современной цивилизации. Было предложено любопытное решение, когда рампа, по которой зрители поднимаются к павильону, «заползает» под здание и плавно переходит в бассейн, воды которого отражаются на стеклянных стенах. Все внутри этой «пещеры чудес» было бы анимировано при помощи графических проекций и спецэффектов.



Если бы проект был реализован, то он стал был еще одной жемчужиной ЭКСПО­2015, однако, как это часто бывает, не все получается так, как задумано. Китайская компания практически накануне выставки отказалась от строительства, и в спешном порядке павильон отдали итальянской корпорации Алессандро Россо . Сотрудники компании сделали из незавершенного азиатского павильона то, что смогли, оставив каркас и выкрасив его в белый цвет. Интересно, что даже на сайте ЭКСПО­2015 до сих пор сохранена информация о проекте для JooMoo, что понятно, так как показывать такой павильон Россо не хочется. Конечно, жаль, что не удалось воплотить первоначальный замысел, но пусть это послужит показателем того, что мы редко понимаем, сколько различных факторов должно сойтись воедино, чтобы проект реализовался в первоначальном виде. И не всегда мы вправе сетовать на то, что здание получилось не таким, как мы того хотели.


Текст: Антропов Дмитрий

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2024 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта