Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
3 февраля 2015 г.

Lumos Maxima, или Еще больше света

Lumos Maxima, или Еще больше света
 

Куратор светового фестиваля «Не темно» Артём Антипин поделился своими впечатлениями от Lux Helsinki-2015.


 

На фестиваль в Хельсинки я поехал, чтобы, во-первых, перенять опыт организации таких мероприятий, а во-вторых, привезти какую-нибудь необычную инсталляцию на наш фестиваль «Не темно-2015». Здесь мероприятие проходит уже в седьмой раз, и если первые работы были в основном в жанре архитектурной подсветки, то с 2008 года и далее, по сегодняшний день, организаторы стали экспериментировать с небольшими авторскими инсталляциями. В этом году было представлено 17 работ, настолько разноплановых по своему смысловому наполнению, что многие посетители просто не понимали того, что они видят. Вероятно, все художественные фестивали сталкиваются с такой проблемой из-за слабой разработки информационных блоков в рамках мероприятия. На Lux-фестивале были установлены лайтбоксы, которые показывали, как дойти до следующей инсталляции, но пояснений к самой работе на них почему-то не было. Однако огромный плюс фестиваля в Хельсинки в том, что это именно городская инициатива, и организацией занимается местное туристическое бюро, куда можно прийти и взять гида, говорящего на русском, английской или финском языке. Я не знал об этом, так как сам ездил с переводчиком, и в гиде просто не было необходимости, но мы как-то случайно присоединились к русской группе, походили с ними, послушали истории о различных зданиях и монументах города, а заодно узнали о такой удобной услуге в турбюро.

Безусловно, уровень организации – не единственное, что мне запомнилось. Фирменный стиль Lux Helsinki мне сначала не понравился: на программках, в буклетах, на лайтбоксах и разнообразной атрибутике были изображены разноцветные мозаичные круги. Но потом оказалось, что в Хельсинки есть два больших колеса обозрения, которые по ночам светятся. Из окон нашей гостиницы в виде башни открывалась вся панорама города – так я и увидел эти два колеса. А впоследствии, после посещения Музея дизайна, я понял, на чем, собственно, был построен стиль фестиваля. Оказывается, так исторически сложилось, что финский дизайн стал классическим образцом в производстве стеклянной посуды – рельефной, из яркого цветного стекла, подобную той, которую сейчас в IKEA продают. Вот этот финский дизайн 50-60-х годов и взяли за основу в оформлении мероприятия.

Формат фестиваля тоже был довольно необычным для меня. Если в Екатеринбурге у нас был такой год тотальных экспериментов – сделали огненное шоу, автобусы до инсталляций, буклеты с программой, – то для фестиваля уровня Хельсинки это уже пройденный этап. Фаер-шоу здесь тоже было, и оно весьма органично сочеталось со световым в работе довольно известного абстрактного художника Миики Рииконена. Он делал световую проекцию на ступеньки и стены Кафедрального собора на набережной, каждый раз напоминая о разнообразии архитектурной подсветки. В общей сложности шоу длилось около пяти минут, после чего начиналось представление «Цирк огня». Но это скорее исключение – фестиваль в большей степени ориентирован на современное технологичное искусство.

Такова, например, работа Anonymous, которая представляла собой световой куб. Человек заходит внутрь куба, и его тень проецируется на фасад здания. При этом можно двигаться, управлять изображением, даже говорить в микрофон. Но из-за того, что к инсталляции не было дано никакого пояснения, люди просто приходили, смотрели на свою тень и не понимали, что делать. Народу было много, и мне кажется, что если бы работу чем-нибудь дополнили, хотя бы звуковым сопровождением, она бы имела больший успех. На самом деле, эта инсталляция довольно любопытная: куб визуализирует голос и движение говорящего, создавая абстрактную динамику света, но при этом не показывает нам того, кто находится внутри. Это иллюстрирует очень современное явление, когда человек предпочитает высказываться или совершать какие-либо действия, не раскрывая себя.




Инсталляция «Одна минута славы» – это довольно известная форма, ранее здесь и на многих других фестивалях ее показывали. Суть формы – в технологии, когда по периметру включаются разные прожекторы и от этого тень становится динамичной и меняет цвет. В этой работе человек так же вставал в центр, и его разноцветная тень уменьшалась или увеличивалась, двигалась по кругу под звуки сердечного ритма. Мне нравится сама технология, но работа не впечатлила, так как я видел более интересные воплощения этой идеи – в больших пространствах, по которым тени могут передвигаться бесконечно, и это выглядит завораживающе.

Еще одна инсталляция – «В основном хороший обзор» – принадлежала художнику Иммануилу Паксу, с которым я потом даже познакомился. Это просто статичная световая картинка и несколько рядов скамеек напротив нее. Люди садятся, надевают специальные очки, после чего перед их глазами возникает пелена. Из-за того, что яркий свет бьет в глаза, создается абстрактная картинка, и человек полностью теряет ориентацию в пространстве. Даже когда кто-то сидит рядом, невозможно дотянуться до него рукой, потому что не понимаешь, что происходит, особенно если головой помотать. Эта работа размещалась в торговом центре, в чем был ее несомненный плюс, поскольку температура на улице в Финляндии несколько ниже, чем на фестивале в Екатеринбурге.



Water Light Graffiti Антона Фурно – пожалуй, одна из немногих работ, где зритель становится соавтором инсталляции. Большой экран из множества светодиодов оживает при соприкосновении с водой. Датчики света реагируют на воду, и поэтому на темном полотне можно нарисовать или написать что-нибудь кистью или даже пальцем и так создать свое световое граффити. Потом экран протирают сухими полотенцами, и можно снова рисовать.

Одна из моих любимых инсталляций – «Полуночное солнце», которую мы даже решили привезти в Екатеринбург на следующий фестиваль, – сочетает в себе множество аллюзий на различные факты в финской культуре. В Финляндии, как и в России, отмечают праздник Ивана Купалы, только здесь он называется Juhannus. Для финнов это чуть ли не самый почитаемый праздник в году: хороводы, венки, цветущий папоротник, магические ритуалы... В работе «Полуночное солнце» художники как раз и пытаются воссоздать атмосферу такой мистической летней ночи. Этому способствует и звуковое сопровождение, которое было записано в лесу 21 июня, в ночь Juhannus – эдакое медитативное засыпание природы.
Кроме того, в инсталляции нашел отражение и известнейший карело-финский эпос «Калевала». Сам эпос совершенно не систематичный, в нем постоянно меняются персонажи, но один – Вяйнямейнен – присутствует постоянно. Он делает кантеле – музыкальный инструмент из зубов огромной щуки. Именно этот образ щучьих зубов и лег в основу инсталляции: белые, заостренные на концах стволы деревьев стоят за стеклом, а от них расходятся лучи света. Место инсталляции тоже было выбрано не случайно. Ее установили в витрине Хельсинкского Дома музыки, в котором были впервые исполнены четыре симфонические легенды Яна Сибелиуса по мотивам «Калевалы». Эта работа мне больше всех и понравилась, потому что она очень финская.



Я не знаю, как местные организаторы работают с художниками, но довольно большой процент инсталляций, которые они привозят, – это уже известные формы с мировых фестивалей света, а не новые авторские работы, о которых хотелось бы заявить. Одной из таких всемирно известных световых работ можно назвать Ovo – инсталляцию в виде огромного яйца из деревянных перекладин со светодиодами, символизирующего начало новой жизни. Люди могли заходить внутрь и наблюдать цветовую анимацию под умиротворяющие звуки музыки.




Единой темы в этом году не было, что позволило художникам представить самые странные идеи – допустим, такие, как человек из фольги или работа Вилле Мякели «Владимир», олицетворяющая протест против политической идеологии России. В последней тени от различных предметов образуют портрет Владимира Путина на фоне радужного полотна.



Из подобных инсталляций мне больше всего запомнилась «Мандала» Ишмаила Сандстроема. Молодой человек болеет диабетом и сделал инсталляцию из того, что видит каждый день: из шприцев, игл, каких-то трубочек, приборов. Все это было подсвечено светодиодами, и из-за того, что медицинские предметы прозрачные, изначально казалось, что видишь нечто красивое, но, подойдя поближе, понимаешь, что красота эта довольно зловеща.



Видео по данной теме можно посмотреть здесь .

Фото: Артём Антипин, Jussi Ratilainen, Ilkka Paloniemi

Текст: Соковнина Вероника

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта