Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
25 января 2016 г.

Лабиринт в архитектуре: сплетение дорог

Бесконечные переходы, повороты, тупики и паника, захлестывающая сознание при мысли о том, что выхода не найти, — такая картина возникает в воображении, стоит произнести слово «лабиринт». У особенно впечатлительных даже может начаться сильнейший приступ клаустрофобии, вызванный ощущением надвигающихся со всех сторон бездушных стен.

Несмотря на твердо укоренившиеся в языке коннотации, первые лабиринты, зародившиеся в Средиземноморье, имеют мало общего с современными представлениями о них. Заблудиться здесь невозможно при всем желании: мешает сам принцип построения.

Входя в лабиринт, человек теряет возможность выбора: к центру ведет всего один путь, которым и предстоит следовать. Никаких дополнительных ходов дорога не предполагает, а  выйти наружу можно только по своим же собственным следам.

Проход построен по принципу маятникового движения вдоль семи окружностей, заполняющих собой всю форму лабиринта. Увидеть дорогу целиком можно только сверху, а изнутри предугадать, где будет следующий поворот, практически невозможно: человек оказывается полностью дезориентирован, оставаясь во власти причуд постройки.

Главным архитектурным элементом становится негативное пространство — сам проход, стены же всего лишь направляют пленника лабиринта. Направление пути постоянно головокружительно меняется, несколько раз проходя в считанных сантиметрах от центра и вновь уводя от конечной цели, словно насмехаясь. 

Путешествие по лабиринту становится чем-то вроде обряда инициации, при котором путник выходит на свет уже абсолютно другим человеком. В центре его, направляемого самой природой, ожидает настоящее перерождение к новой, более высокой форме существования, в результате чего он вынужден кардинально сменить направление, вернувшись обратно по своим следам.

Не совсем понятно, когда именно возникает традиция лабиринта-путаницы, в английском языке обозначаемого словом maze, однако первые изображения подобной постройки относятся к середине XV века.

Удивительно, но в итоге форму лабиринта перенимает христианская традиция, привнося в нее новый смысл. Изображения лабиринта можно встретить во множестве соборов и церквей  от Средневековья до современности. Самым известным из них остается лабиринт, выложенный камнем на полу кафедрального собора во французском городе Шартр.

Символика здесь значительно разнится, однако важнейшей функцией остается защита от дьявола. Считается, что запутанная схема лабиринта способна задержать злых духов, которые, по поверьям, могут передвигаться только по прямой.

Постепенно лабиринты начинают терять сакральный смысл и из практически ритуальных построек превращаются в развлекательные сооружения. Именно отсюда берет свое начало традиция садовых лабиринтов, получивших большое распространение в Европе. Место холодного и сурового камня занимает живая изгородь, которая и образует «стены» прохода. 

Садовый лабиринт становится непременным атрибутом садово-парковых ансамблей вблизи дворцов: новомодное развлечение появляется в Версале, в саду Тюдоров в Хетфордшире. Отдельного внимания заслуживает лабиринт, образованный лавровыми кустами, в Глендерген-Хаус. 

Западную моду перенимает Петр I, который решает устроить лабиринты в Летнем саду. На всем протяжении пути установлены скульптурные изображения персонажей басен Эзопа.

Лабиринт нисколько не теряет своей актуальности и сейчас: благодаря возросшим возможностям, архитекторы по всему миру экспериментируют с формой и материей. Так, в Канзасе, в парке у музея искусств Нельсона-Аткинса, появился удивительный лабиринт из стекла. Он выполнен в форме треугольника, что также очень нетипично для подобных построек. В соответствии с первоначальными канонами, вход в лабиринт одновременно является и выходом из него.

Необычно мрачный лабиринт встречает своих посетителей в бельгийском городе Генк. Стальные пятиметровые стены, однако, не мешают постройке выглядеть изящно: в структуру лабиринта встроены геометрические фигуры, а отдельные изгибы и повороты образуют настоящие скульптурные группы.

Внимание к себе привлекает и лабиринт в московском парке «Музеон», появившийся в канун нового 2015 года. Лабиринт расположен у основания двенадцатиметровой подсвечивающейся елки, и пройтись по нему на момент установки мог любой желающий, тем самым оживляя безликую конструкцию. 

Несмотря на то, что огромный пласт символики лабиринта стал частью истории, художники не перестают заново открывать этот удивительный архитектурный объект, по-новому переживая и переосмысливая его. Лабиринт хранит в себе много тайн, раскрыть которые еще только предстоит. 


Текст: Прилипко Анна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта