Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
14 марта 2018 г.

Квест по русскому стилю. Только главное

Наверняка вам о нём известно многое. Вы уже не раз слышали про Абрамцево и Талашкино, видели шкафчики от Елены Поленовой и даже сможете идентифицировать керамические скульптуры Врубеля. Для полноты картины не хватало только одного: внятной систематизации. И не какой-нибудь, а научно-обоснованной — чтобы быть уверенным, что это не очередная версия, а серьёзное исследование искусствоведов и историков, на которое можно смело положиться.

Систематизация такая существует. Появилась она сравнительно недавно в стенах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) — авторитетного научного учреждения с уникальной направленностью, обозначенной в названии.

Новая экспозиция «Русский стиль. От историзма к модерну», открывшаяся в октябре 2017 года, построена по хронологическому принципу. На стенах висят подробные сведения о каждом из периодов и знаковых явлениях в истории стиля. Оформление выше всяких похвал: к экспонатам можно приближаться вплотную, таблички не мешают наслаждаться «первозданной» красотой предметов, свет весьма эффективный, а глубокий графитовый оттенок стен и постаментов вообще способен сделать ваш вечер сам по себе. Радует наличие интерактивных экранов с дополнительной информацией и выдвижных ящиков с коллекцией тканей — для особо въедливых.

Благодаря современным способам оформления и чётко структурированной подаче ходить туда интересно как для получения достоверных знаний по истории русского стиля, так и за свежей порцией вдохновения (кстати, значительная часть предметов выставлена для широкой публики впервые). Экспозиция даёт возможность изучать факты словно по учебнику и тут же подтверждать их живыми иллюстрациями в материале.

Давайте вместе пройдёмся по залам и хотя бы в первом приближении познакомимся с основными фокусными точками в истории русского стиля.

В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ИСКУССТВА

Первое, что видишь, поднявшись по лестнице, — длинный коллаж, составленный из фотографий, эскизов, портретов, названий и имён. Тут и Дягилевские сезоны рядом с Чарльзом Макинтошем, и Антонио Гауди возле Абрамцева, и Венский сецессион вместе с легендарным Алексеем Щусевым.

Когда лицезришь всё это скомпонованным в единое целое, начинаешь ясно понимать, что между всеми явлениями, событиями и фигурами действительно есть связь, а русский стиль — неотъемлемая часть большой истории под названием «модерн».

НАРОДНОЕ РЕМЕСЛО

Начиналось всё, как известно, с пристального изучения уже существовавшего тысячелетиями народного искусства. Качественным скачком к возникновению нового стиля стали этнографические экспедиции в глубинку, откуда любопытные дворяне и купечество везли предметы крестьянского быта — солонки, сундуки, светцы и даже наличники с окон. Особенно любимы были прялки — этот неисчерпаемый источник росписей и резьбы для будущих проектов.

Из найденных предметов получались обширные коллекции и в дальнейшем создавались целые «музеи образцов», в которые то и дело наведывались художники, проектирующие вещи в русском стиле, — чтобы отыскать новый неизбитый мотив (а «избитыми» в то время были античные меандры и пальметты) или «схватить» общее направление мысли народных умельцев. В общем, есть за что сказать «спасибо» этим увлечённым собирателям — они сохранили для нас традиционную русскую материальную культуру — в самом что ни на есть буквальном смысле.

Самые известные собиратели предметов народного быта: Сергей Морозов, Елена Поленова, Елизавета Мамонтова, Мария Тенишева, Иван Барщевский, Мария Якунчикова, Наталья Давыдова, Николай Бартрам.

ИСТОРИЗМ (1830-е — 1870-е)

Однако интерес высших слоёв общества к оригиналам, составляющим среднестатистический интерьер обычной российской избы, возник не сразу. Вначале было книжное направление, сбор «визуальной информации» о быте царей и бояр — когда исследователи зарисовывали богато инкрустированные предметы из Оружейной палаты, архитектурные детали древних храмов и монастырей, орнаменты из старинных рукописей, а затем издавали роскошные альбомы, которые служили источниками вдохновения для художников и архитекторов, задумавших создать максимально аутентичную вещь.

Историзм принято считать первым этапом в развитии русского стиля, который возник в 1830-е годы на основе увлечения высшим обществом национальной культурой. Если до этого все равнялись на Европу и даже у себя дома изъяснялись на французском, то после 1812 года произошло глобальное переосмысление. В среде учёных, деятелей искусства и государственных лиц появился интерес к своему, родному, который в итоге вылился в мощное направление с основательной поддержкой со стороны императора. Русский стиль эпохи историзма делят на два периода: «русско-византийский» (1830-е — 1840-е) и так называемый «стиль Гартмана-Ропета» (1850-е — 1870-е), получивший наименование по фамилиям ведущих представителей. Хронологические границы всех «подвидов» русского стиля условны, поэтому будем говорить о художественных чертах в целом.

Отличительная черта историзма — безудержная компиляция, составление предметов на основе найденного и изученного: русского народного, русского церковного, русского самодержавного. Кажется, целью было не столько создать что-то своё, сколько освоить эти неисчерпаемые национальные богатства, приобщиться к сокровенному русскому духу. Отсюда — порой механическая вставка готовых фрагментов в новый объект (например, мини-прялок в рамку для фотографии), воспроизведение по-детски наивных надписей древнерусским шрифтом, «официальная линия» в виде двуглавого орла и имитация традиционных материалов (обратите внимание на серебряный ликёрный набор, будто бы сплетённый из деревянной коры по аналогии с корзинами и лаптями). Предмет-манифест эпохи народничества — легендарное кресло «Дуга, топоры и рукавицы», будто «склеенное» из предметов крестьянского обихода мастером-мебельщиком Василием Шутовым.

Однако необходимый этап взросления стиля проходил, несомненно, со знаком плюс: были и весьма выдающиеся оригинальные примеры, появлялась свобода в обращении с мотивами и материалами, общий уровень знаний о «русскости» стал выше, и почва для индивидуального творчества была хорошо подготовлена.

Самые известные авторы: Фёдор Солнцев, Василий Шутов, Виктор Гартман, Иван Ропет, Ипполит Монигетти, Елизавета Бём.

МОДЕРН (1880-е — 1910-е)

Это период всевозможных организованных сообществ, занимающихся русским стилем: художественных кружков, отлаженных производств и просветительских центров. Государство и меценаты с новой силой принимаются поддерживать — как морально, так и материально — народное ремесло: артели мастеров и школы резчиков, — а также художников с академическим образованием, ищущих новые формы в декоративном искусстве, которые бы отвечали запросам времени. Что касается терминологии, то русский стиль рубежа XIX—XX веков называют «неорусским стилем», или «национальным романтизмом», или «русским модерном», имея в виду его национально-романтическое направление (модерн в России, как, известно, имел три разных стилистических ветви).

Стенд, посвящённый художественному кружку в АБРАМЦЕВО (кон. 1870-х — 1900-е), иллюстрирует очередной этап поисков «русскостильников»: от «цитатности» к оригинальным авторским решениям, от исконно народного к прогрессивному модерну с его сказочной романтикой, смелой композицией и духом свободы.

Тут и трёхгранно-выемчатая резьба от Елены Поленовой и столярно-резчицкой мастерской — прямиком из имения Саввы Мамонтова, и роскошные резные цветы от Натальи Давыдовой, и волшебная асимметрия многочисленных шкафчиков, спроектированных другими художниками. А ещё — первые опыты гончарной мастерской, играющие металлическими переливами, в которых уже угадываются будущие шедевры Врубеля и Головина. И во всём — простота форм, естественная красота материала — как будто ответ витиеватому историзму, как желание стать ближе к земле, к настоящему народному жилью.

Самые известные авторы: Елена Поленова, Виктор Васнецов, Наталья Давыдова, Мария Якунчикова, Константин Коровин, Михаил Врубель, Александр Головин, Василий Поленов.

За стендом абрамцевской мебели и керамики расположился маленький стилизованный театр с кулисами и сиденьями для просмотра — демонстрация ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АБРАМЦЕВСКОГО КРУЖКА. Вместо сцены — большой яркий экран, на котором сменяются эскизы декораций и костюмов к знаменитым операм русских композиторов: «Русалке» А.С. Даргомыжского, «Снегурочке» Н.А. Римского-Корсакова...

Калейдоскоп невероятных сказочных миров, созданных руками талантливых художников. И это тоже — русский стиль. Но уже не регламентированный и декларативный, а живой, свободный, основанный на народных легендах и былинах, и в то же время — свежий, обновлённый. В нём и Древняя Русь, и европейская классическая традиция, и разноцветная буйная Азия — всё складывается в стройную картину, которую уже пора показать миру.

ВСЕМИРНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА 1900-го ГОДА В ПАРИЖЕ принесла русским не только всеобщее восхищение и признание, но и целую россыпь медалей: например, золотую «за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» железнодорожного моста через реку Енисей в Красноярске, при строительстве которого были применены новые инженерные технологии. Художественные достижения презентовались в Павильоне кустарных изделий и рукоделий, спроектированном Константином Коровиным и отделанным изнутри Александром Головиным. «В проекте Кустарного павильона, — гласит аннотация на стене, — были впервые синтезированы черты «неорусского стиля», уже целиком связанного со стилистикой модерна». О предметах-победителях и призёрах триумфальной для русского стиля выставки рассказывает второй зал экспозиции.

Керамическая облицовка для камина под названием «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем» и серия майоликовых скульптур по мотивам опер «Садко» и «Снегурочка» завоевали золото (автор — Михаил Врубель, мастер-керамист — Пётр Ваулин). Серебро получила керамика Александра Головина и авторов Строгановского училища. Бронзу — впервые показанная широкой публике, а в дальнейшем ставшая главным символом России деревянная кукла матрёшка, которую выточил Василий Звёздочкин и расписал Сергей Малютин. Выставка в Париже была моментом истины, новой точкой отсчёта для русского стиля — после неё начался настоящий бум авторских решений, в которых национальное ремесло и народный эпос органично переплавлялись в романтику модерна — большого и яркого стиля, отражающего умонастроения XX века.

Самые известные авторы: Михаил Врубель, Александр Головин, Константин Коровин, Елена Поленова, художники и мастера Строгановского Центрального художественно-промышленного училища, а также Фабрики золотых и серебряных изделий П. Овчинникова.

Русский стиль эпохи национально-романтического модерна — в небольшом уютном зале ТАЛАШКИНО (1890-е — 1910-е), в который попадаешь сразу после «Парижской выставки». Воистину благодатное место! Тут тебе и безупречная пластика зиновьевских шкафов и фоторамок с их мягкими силуэтами, цветными подкрасками и камешками в отделке, и красочная братина Тенишевой с вальяжным петухом, и фантазийные рамы «от Малютина» с ломаными линиями и пятиконечными звёздами в обрамлении.

Источники вдохновения расширились и углубились — теперь в постоянном поле зрения художников не только традиционное ремесло и средневековая архитектура, но и устное народное творчество. Из этих источников черпается талантливая стилизация — абсолютно новые мотивы и образы, которых раньше не было в народном искусстве, но они — стопроцентное попадание в исконно русское.

Самые известные авторы: Алексей Зиновьев, Мария Тенишева, Сергей Малютин, Владимир Бекетов, Николай Рерих, Михаил Врубель, Константин Коровин.

Логическим продолжением развития русского стиля стал МОСКОВСКИЙ КУСТАРНЫЙ МУЗЕЙ (1885—1931) — который, в общем-то, музеем был только на треть (или даже и того меньше), а в остальном — центром по производству и сбыту «кустарных изделий», как тогда называли вещи в русском стиле, изготовленные вручную. Его работа была отлажена по всем направлениям — от просветительской до маркетинговой — и достойна отдельной статьи, которую мы подготовим в ближайшее время. Тем более, что опыт Кустарного музея уже взят на вооружение и активно реализуется с конца прошлого (2017) года — об этом тоже расскажем.

Пока же остановимся на художественной составляющей. Музей активно сотрудничал с различными мастерами и художниками: приобретал у них готовые изделия и заказывал новые проекты мебели и декора. Чаще всего это были комплекты для столовой: столы, стулья, буфеты, шкафы — их большинство в зале Кустарного музея. Здесь можно увидеть и поразглядывать те самые, знаменитые, предметы, которые на слуху последние несколько лет: буфет Сергея Малютина, кресло Аполлинария Васнецова (см. ниже на первом фото), керамику Александра Головина и многочисленные шедевры Художественно-столярной мастерской в Сергиевом Посаде.

Самые известные авторы: Аполлинарий Васнецов, Сергей Малютин, Владимир Соколов,  Наталья Давыдова, Николай Бартрам, Евгений Теляковский, Анатолий Суворов, Борис Ланге, Василий Ворносков, И.С. Баклин.

Огромный творческий диапазон, разнообразие материалов и видов отделки, реализм и символизм в образах и, в то же время, неизменная задушевность и теплота в каждом предмете — все эти характерные черты русского стиля 1900—1910-х годов сделали его не только очень любимым на Родине, но и весьма желанным в Европе, вывели в один ряд с оригинальными французским и бельгийским «ар нуво», немецким «югендстилем», английским «модерном» и австрийским «сецессионом». Что, собственно, и понимаешь — уже на качественно ином уровне — когда выходишь из зала, посвящённого Кустарному музею, и оказываешься вновь во вводном зале экспозиции с огромным коллажем во всю стену.

Что тут добавить? То, что вы только что прочитали — это краткий путеводитель. С него хорошо начинать, чтобы не потеряться, но маловато, чтобы знать досконально. Поэтому, если вы в Москве, советуем съездить и посмотреть на всё своими глазами, а если вы в Екатеринбурге, Перми или каком другом городе — полистать на досуге Google, забивая в него названия и фамилии из этой статьи. В наше время знать историю русского стиля необходимо — хотя бы для того, чтобы не отставать от новых открытий в искусстве и не прослыть дилетантом. Для забытого когда-то русского стиля сегодня всё только начинается.

Фото: Дарья Филиппова


Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта