Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
14 марта 2018 г.

Квест по русскому стилю. Только главное

Наверняка вам о нём известно многое. Вы уже не раз слышали про Абрамцево и Талашкино, видели шкафчики от Елены Поленовой и даже сможете идентифицировать керамические скульптуры Врубеля. Для полноты картины не хватало только одного: внятной систематизации. И не какой-нибудь, а научно-обоснованной — чтобы быть уверенным, что это не очередная версия, а серьёзное исследование искусствоведов и историков, на которое можно смело положиться.

Систематизация такая существует. Появилась она сравнительно недавно в стенах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) — авторитетного научного учреждения с уникальной направленностью, обозначенной в названии.

Новая экспозиция «Русский стиль. От историзма к модерну», открывшаяся в октябре 2017 года, построена по хронологическому принципу. На стенах висят подробные сведения о каждом из периодов и знаковых явлениях в истории стиля. Оформление выше всяких похвал: к экспонатам можно приближаться вплотную, таблички не мешают наслаждаться «первозданной» красотой предметов, свет весьма эффективный, а глубокий графитовый оттенок стен и постаментов вообще способен сделать ваш вечер сам по себе. Радует наличие интерактивных экранов с дополнительной информацией и выдвижных ящиков с коллекцией тканей — для особо въедливых.

Благодаря современным способам оформления и чётко структурированной подаче ходить туда интересно как для получения достоверных знаний по истории русского стиля, так и за свежей порцией вдохновения (кстати, значительная часть предметов выставлена для широкой публики впервые). Экспозиция даёт возможность изучать факты словно по учебнику и тут же подтверждать их живыми иллюстрациями в материале.

Давайте вместе пройдёмся по залам и хотя бы в первом приближении познакомимся с основными фокусными точками в истории русского стиля.

В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ИСКУССТВА

Первое, что видишь, поднявшись по лестнице, — длинный коллаж, составленный из фотографий, эскизов, портретов, названий и имён. Тут и Дягилевские сезоны рядом с Чарльзом Макинтошем, и Антонио Гауди возле Абрамцева, и Венский сецессион вместе с легендарным Алексеем Щусевым.

Когда лицезришь всё это скомпонованным в единое целое, начинаешь ясно понимать, что между всеми явлениями, событиями и фигурами действительно есть связь, а русский стиль — неотъемлемая часть большой истории под названием «модерн».

НАРОДНОЕ РЕМЕСЛО

Начиналось всё, как известно, с пристального изучения уже существовавшего тысячелетиями народного искусства. Качественным скачком к возникновению нового стиля стали этнографические экспедиции в глубинку, откуда любопытные дворяне и купечество везли предметы крестьянского быта — солонки, сундуки, светцы и даже наличники с окон. Особенно любимы были прялки — этот неисчерпаемый источник росписей и резьбы для будущих проектов.

Из найденных предметов получались обширные коллекции и в дальнейшем создавались целые «музеи образцов», в которые то и дело наведывались художники, проектирующие вещи в русском стиле, — чтобы отыскать новый неизбитый мотив (а «избитыми» в то время были античные меандры и пальметты) или «схватить» общее направление мысли народных умельцев. В общем, есть за что сказать «спасибо» этим увлечённым собирателям — они сохранили для нас традиционную русскую материальную культуру — в самом что ни на есть буквальном смысле.

Самые известные собиратели предметов народного быта: Сергей Морозов, Елена Поленова, Елизавета Мамонтова, Мария Тенишева, Иван Барщевский, Мария Якунчикова, Наталья Давыдова, Николай Бартрам.

ИСТОРИЗМ (1830-е — 1870-е)

Однако интерес высших слоёв общества к оригиналам, составляющим среднестатистический интерьер обычной российской избы, возник не сразу. Вначале было книжное направление, сбор «визуальной информации» о быте царей и бояр — когда исследователи зарисовывали богато инкрустированные предметы из Оружейной палаты, архитектурные детали древних храмов и монастырей, орнаменты из старинных рукописей, а затем издавали роскошные альбомы, которые служили источниками вдохновения для художников и архитекторов, задумавших создать максимально аутентичную вещь.

Историзм принято считать первым этапом в развитии русского стиля, который возник в 1830-е годы на основе увлечения высшим обществом национальной культурой. Если до этого все равнялись на Европу и даже у себя дома изъяснялись на французском, то после 1812 года произошло глобальное переосмысление. В среде учёных, деятелей искусства и государственных лиц появился интерес к своему, родному, который в итоге вылился в мощное направление с основательной поддержкой со стороны императора. Русский стиль эпохи историзма делят на два периода: «русско-византийский» (1830-е — 1840-е) и так называемый «стиль Гартмана-Ропета» (1850-е — 1870-е), получивший наименование по фамилиям ведущих представителей. Хронологические границы всех «подвидов» русского стиля условны, поэтому будем говорить о художественных чертах в целом.

Отличительная черта историзма — безудержная компиляция, составление предметов на основе найденного и изученного: русского народного, русского церковного, русского самодержавного. Кажется, целью было не столько создать что-то своё, сколько освоить эти неисчерпаемые национальные богатства, приобщиться к сокровенному русскому духу. Отсюда — порой механическая вставка готовых фрагментов в новый объект (например, мини-прялок в рамку для фотографии), воспроизведение по-детски наивных надписей древнерусским шрифтом, «официальная линия» в виде двуглавого орла и имитация традиционных материалов (обратите внимание на серебряный ликёрный набор, будто бы сплетённый из деревянной коры по аналогии с корзинами и лаптями). Предмет-манифест эпохи народничества — легендарное кресло «Дуга, топоры и рукавицы», будто «склеенное» из предметов крестьянского обихода мастером-мебельщиком Василием Шутовым.

Однако необходимый этап взросления стиля проходил, несомненно, со знаком плюс: были и весьма выдающиеся оригинальные примеры, появлялась свобода в обращении с мотивами и материалами, общий уровень знаний о «русскости» стал выше, и почва для индивидуального творчества была хорошо подготовлена.

Самые известные авторы: Фёдор Солнцев, Василий Шутов, Виктор Гартман, Иван Ропет, Ипполит Монигетти, Елизавета Бём.

МОДЕРН (1880-е — 1910-е)

Это период всевозможных организованных сообществ, занимающихся русским стилем: художественных кружков, отлаженных производств и просветительских центров. Государство и меценаты с новой силой принимаются поддерживать — как морально, так и материально — народное ремесло: артели мастеров и школы резчиков, — а также художников с академическим образованием, ищущих новые формы в декоративном искусстве, которые бы отвечали запросам времени. Что касается терминологии, то русский стиль рубежа XIX—XX веков называют «неорусским стилем», или «национальным романтизмом», или «русским модерном», имея в виду его национально-романтическое направление (модерн в России, как, известно, имел три разных стилистических ветви).

Стенд, посвящённый художественному кружку в АБРАМЦЕВО (кон. 1870-х — 1900-е), иллюстрирует очередной этап поисков «русскостильников»: от «цитатности» к оригинальным авторским решениям, от исконно народного к прогрессивному модерну с его сказочной романтикой, смелой композицией и духом свободы.

Тут и трёхгранно-выемчатая резьба от Елены Поленовой и столярно-резчицкой мастерской — прямиком из имения Саввы Мамонтова, и роскошные резные цветы от Натальи Давыдовой, и волшебная асимметрия многочисленных шкафчиков, спроектированных другими художниками. А ещё — первые опыты гончарной мастерской, играющие металлическими переливами, в которых уже угадываются будущие шедевры Врубеля и Головина. И во всём — простота форм, естественная красота материала — как будто ответ витиеватому историзму, как желание стать ближе к земле, к настоящему народному жилью.

Самые известные авторы: Елена Поленова, Виктор Васнецов, Наталья Давыдова, Мария Якунчикова, Константин Коровин, Михаил Врубель, Александр Головин, Василий Поленов.

За стендом абрамцевской мебели и керамики расположился маленький стилизованный театр с кулисами и сиденьями для просмотра — демонстрация ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АБРАМЦЕВСКОГО КРУЖКА. Вместо сцены — большой яркий экран, на котором сменяются эскизы декораций и костюмов к знаменитым операм русских композиторов: «Русалке» А.С. Даргомыжского, «Снегурочке» Н.А. Римского-Корсакова...

Калейдоскоп невероятных сказочных миров, созданных руками талантливых художников. И это тоже — русский стиль. Но уже не регламентированный и декларативный, а живой, свободный, основанный на народных легендах и былинах, и в то же время — свежий, обновлённый. В нём и Древняя Русь, и европейская классическая традиция, и разноцветная буйная Азия — всё складывается в стройную картину, которую уже пора показать миру.

ВСЕМИРНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА 1900-го ГОДА В ПАРИЖЕ принесла русским не только всеобщее восхищение и признание, но и целую россыпь медалей: например, золотую «за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» железнодорожного моста через реку Енисей в Красноярске, при строительстве которого были применены новые инженерные технологии. Художественные достижения презентовались в Павильоне кустарных изделий и рукоделий, спроектированном Константином Коровиным и отделанным изнутри Александром Головиным. «В проекте Кустарного павильона, — гласит аннотация на стене, — были впервые синтезированы черты «неорусского стиля», уже целиком связанного со стилистикой модерна». О предметах-победителях и призёрах триумфальной для русского стиля выставки рассказывает второй зал экспозиции.

Керамическая облицовка для камина под названием «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем» и серия майоликовых скульптур по мотивам опер «Садко» и «Снегурочка» завоевали золото (автор — Михаил Врубель, мастер-керамист — Пётр Ваулин). Серебро получила керамика Александра Головина и авторов Строгановского училища. Бронзу — впервые показанная широкой публике, а в дальнейшем ставшая главным символом России деревянная кукла матрёшка, которую выточил Василий Звёздочкин и расписал Сергей Малютин. Выставка в Париже была моментом истины, новой точкой отсчёта для русского стиля — после неё начался настоящий бум авторских решений, в которых национальное ремесло и народный эпос органично переплавлялись в романтику модерна — большого и яркого стиля, отражающего умонастроения XX века.

Самые известные авторы: Михаил Врубель, Александр Головин, Константин Коровин, Елена Поленова, художники и мастера Строгановского Центрального художественно-промышленного училища, а также Фабрики золотых и серебряных изделий П. Овчинникова.

Русский стиль эпохи национально-романтического модерна — в небольшом уютном зале ТАЛАШКИНО (1890-е — 1910-е), в который попадаешь сразу после «Парижской выставки». Воистину благодатное место! Тут тебе и безупречная пластика зиновьевских шкафов и фоторамок с их мягкими силуэтами, цветными подкрасками и камешками в отделке, и красочная братина Тенишевой с вальяжным петухом, и фантазийные рамы «от Малютина» с ломаными линиями и пятиконечными звёздами в обрамлении.

Источники вдохновения расширились и углубились — теперь в постоянном поле зрения художников не только традиционное ремесло и средневековая архитектура, но и устное народное творчество. Из этих источников черпается талантливая стилизация — абсолютно новые мотивы и образы, которых раньше не было в народном искусстве, но они — стопроцентное попадание в исконно русское.

Самые известные авторы: Алексей Зиновьев, Мария Тенишева, Сергей Малютин, Владимир Бекетов, Николай Рерих, Михаил Врубель, Константин Коровин.

Логическим продолжением развития русского стиля стал МОСКОВСКИЙ КУСТАРНЫЙ МУЗЕЙ (1885—1931) — который, в общем-то, музеем был только на треть (или даже и того меньше), а в остальном — центром по производству и сбыту «кустарных изделий», как тогда называли вещи в русском стиле, изготовленные вручную. Его работа была отлажена по всем направлениям — от просветительской до маркетинговой — и достойна отдельной статьи, которую мы подготовим в ближайшее время. Тем более, что опыт Кустарного музея уже взят на вооружение и активно реализуется с конца прошлого (2017) года — об этом тоже расскажем.

Пока же остановимся на художественной составляющей. Музей активно сотрудничал с различными мастерами и художниками: приобретал у них готовые изделия и заказывал новые проекты мебели и декора. Чаще всего это были комплекты для столовой: столы, стулья, буфеты, шкафы — их большинство в зале Кустарного музея. Здесь можно увидеть и поразглядывать те самые, знаменитые, предметы, которые на слуху последние несколько лет: буфет Сергея Малютина, кресло Аполлинария Васнецова (см. ниже на первом фото), керамику Александра Головина и многочисленные шедевры Художественно-столярной мастерской в Сергиевом Посаде.

Самые известные авторы: Аполлинарий Васнецов, Сергей Малютин, Владимир Соколов,  Наталья Давыдова, Николай Бартрам, Евгений Теляковский, Анатолий Суворов, Борис Ланге, Василий Ворносков, И.С. Баклин.

Огромный творческий диапазон, разнообразие материалов и видов отделки, реализм и символизм в образах и, в то же время, неизменная задушевность и теплота в каждом предмете — все эти характерные черты русского стиля 1900—1910-х годов сделали его не только очень любимым на Родине, но и весьма желанным в Европе, вывели в один ряд с оригинальными французским и бельгийским «ар нуво», немецким «югендстилем», английским «модерном» и австрийским «сецессионом». Что, собственно, и понимаешь — уже на качественно ином уровне — когда выходишь из зала, посвящённого Кустарному музею, и оказываешься вновь во вводном зале экспозиции с огромным коллажем во всю стену.

Что тут добавить? То, что вы только что прочитали — это краткий путеводитель. С него хорошо начинать, чтобы не потеряться, но маловато, чтобы знать досконально. Поэтому, если вы в Москве, советуем съездить и посмотреть на всё своими глазами, а если вы в Екатеринбурге, Перми или каком другом городе — полистать на досуге Google, забивая в него названия и фамилии из этой статьи. В наше время знать историю русского стиля необходимо — хотя бы для того, чтобы не отставать от новых открытий в искусстве и не прослыть дилетантом. Для забытого когда-то русского стиля сегодня всё только начинается.

Фото: Дарья Филиппова


Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
29 декабря 2017 г.
18 декабря 2017 г.
11 декабря 2017 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта