Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
15 февраля 2016 г.

Калейдоскоп архитектуры городов Кавказских Минеральных Вод. Ч. II

Одним из самых грандиозных и монументальных сооружений небольшого города-курорта Ессентуки считается построенная по проекту академика Е.Ф. Шреттера в 1915 году Грязелечебница им. Семашко. Он предложил уподобить здание древнеримским термам III–IV веков. Грязелечебница сооружена из местного камня охристо-серого цвета – доломита, добываемого в окрестностях Кисловодска. 

Бетонные своды перекрыты черепичной кровлей, при изготовлении которой взят римский образец. Все сооружение состоит из блоков, которые выглядят как природные грубо обработанные глыбы, что, беря в расчет размеры постройки, вызывает ощущения трепета перед этим грандиозным зданием. Главный вход оформлен портиком с восемью ионическими колоннами. Стены украшены рельефами, которые посвящены теме здоровья и медицины. По бокам от входа монументальные скульптуры – Аклепия − бога врачевания и богини чистоты Гигеи, его дочери. Эти древнегреческие боги и барельефы на фасадах выполнены скульпторами А.А. Дитрихом и В.В. Козловым. 

Неподалеку от грязелечебницы находится другое медицинское учреждение, возведенное на рубеже XIX и XX веков, – Цандеровский институт механотерапии. С архитектурной точки зрения оно резко отличается от всех построек города и представляет собой удивительный микс: фахверковый стиль нашел лаконичное слияние с восточными мотивами. Прямоугольное в плане здание имеет несколько разных по высоте выступов. Брусья фахверка изготовлены из сосны, а заполнение сделано из местного кирпича. Одной из особенностей конструкции можно считать восемь контрфорсов, они расположены по двум сторонам от аппаратного зала. Внизу организовано большое подвальное помещение для электродвигателя. 

Главная часть фасада фланкируется по бокам двумя невысокими башнями, которые соединены аркадной галерей. Составляющие ее шесть полукруглых арок украшены декоративными резными кронштейнами. Три деревянных купола золотого цвета с острыми шпилями венчают возвышающиеся части здания. В центре главного фасада находится ниша, в которой стоит ваза, что является совершенно неординарным и нетипичным для данной местности декором. Такое смелое слияние Запада и Востока, воплотившееся в Цандеровском институте механотерапии, один из ярких примеров эклектики. 

Образец уже не слияния, а более чистого применения Восточного стиля, – это самый настоящий дворец эмира Бухарского в Железноводске. Сооружение небесно-голубого цвета с белыми, будто кружевными элементами, и деревянными резными деталями, утопает в зелени Железноводского парка. Архитектор Э.Б. Ходжаев выбрал для постройки неомавританский стиль с элементами дачного модерна, включающего в себя сложные формы самого здания и внутренних переходов, обилие декора экстерьера и интерьера (сохранилась гостиная с камином в стиле модерн). 

Ходжаеву удалось гармонично соединить пожелания седьмого эмира Бухары, любившего отдыхать на Кавказских Минеральных Водах: по его просьбе, комплекс дворца венчает серебристый купол, а вверх вздымается настоящий минарет. Рядом пристроен дом для гарема, тоже с минаретом, окруженным майоликовым поясом. Оба этих объекта соединены деревянным мостиком. Основной заслугой Ходжаева, с технической точки зрения, можно считать его умение вписывать здания в сложный рельеф горного парка, примером чего и служит дворец эмира. Что касается элементов декора, то это одно из самых богато украшенных зданий такого типа, встречающегося на Юге России. Все окна фасадов разные, каждое отличается своей уникальностью. Некоторые из них обрамлены вставками из майолики с арабесками. Тонкостью работы выделяется резные деревянные балконы, решетки и небольшие колонны. Весь комплекс создает удивительную атмосферу отдыха и наслаждения миром, так присущую Востоку.

Еще одним таким памятником на курорте в городе Железноводске, но уже гораздо более скромным по размаху, являются Островские ванны. Настоящий «дворец восточного шейха» построен в 1893 году по инициативе брата известного драматурга М.Н. Островского. 

В плане здание представляет собой прямоугольник, с двумя симметричными крыльями, которые завершаются башнями, похожими на минареты, и просторным двором-колодцем. Все четыре угла постройки венчаются серебристыми куполами с восточным рельефным орнаментом. По всему фасаду идут красные и белые полосы. Полукруглые мавританские окна обрамляются арабской вязью, орнаментами и трехчетвертными колонками. Здание сейчас используется по назначению – это водолечебница, и в отличие от обычных серых больниц, она оказывает еще и благоприятное эстетическое воздействие на приезжающих поправить здоровье. 

Все упомянутые архитектурные объекты – это  только небольшая часть из всего того разнообразия, которым отличается зодчество этого края. Также в парках множество различных бюветов, беседок, таких как «Китайская» беседка и Эолова Арфа в Пятигорске, дач и прочих разнообразных сооружений, аналогов которым, по смелости и размаху, в мире найти трудно. 

Смотрите также: Калейдоскоп архитектуры городов Кавказских Минеральных Вод. Часть первая


Текст: Федоренко Юлия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта