Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
1 октября 2015 г.

Как сон в летнюю ночь

Сентябрьская оттепель, так неожиданно случившаяся в Москве, напомнила о том, что настало время провожать один из самых жизнерадостных и ярких летних проектов: временный павильон в галерее Серпентайн, который, как и наши солнечные дни, скоро канет в лету, оставив после себя множество теплых воспоминаний.

Лондонская галерея Серпентайн, расположенная в Кенсингтонских Садах, пятнадцать лет подряд привлекает лучших архитекторов мира для возведения временных павильонов. Среди участников исключительно звезды: Тоё Ито, Оскар Нимейер, Фрэнк Гэри, Жан Нувель.

Все началось в 2000-м году, когда галерея пригласила архитектора Заху Хадид спроектировать дебютный павильон. Постройка иронично обыгрывала идею «тента», то есть попросту палатки, являющейся упрощенной основой концепции временного паркового павильона: пирамидальная крыша из невесомых белых панелей, лежащая на массивных стальных столбах, формирующих треугольники. Сооружение превзошло ожидания, функциональность открытого летнего павильона оправдала себя, традиция прижилась.

С тех пор каждый год галерея Серпентайн наделяет именитых архитекторов свободой воплощать свои самые смелые архитектурно-дизайнерские фантазии. К примеру, крыша павильона, спроектированного Айем Вэйвэйем в 2012-м году, представляла собой овальный бассейн, возложенный на тяжелые, будто бы выкопанные из земли колонны.

Летом нынешнего года галерея празднует пятнадцатилетие своей архитектурной деятельности, в связи с чем она порадовала нас необычным сооружением. Слово «радость» здесь как нельзя кстати, ведь это именно то чувство, которое вызывает павильон испанского архитектурного бюро, возглавляемого Хосе Селгасом и Люсией Кано.

Стержнем этого проекта, выделяющим его на фоне прочих, стала идея создать нечто тактильное, визуально-активное; поиграть с цветом и фактурой. В итоге получился яркий «кокон», сотканный из множества материалов, положенных в несколько слоев для создания переливчатой поверхности.

Перекрестно расположенные рукава сделаны из матовой и прозрачной полимерной мембраны. Материал «натягивался» на каркас в два слоя, чтобы получить эффект цветовых переливов стенок мыльного пузыря. Павильон светится флуоресцентным перламутром медовых, персиковых и лиловых тонов. Влажно-блестящий, он действительно вызывает ассоциации с огромными мыльными пузырями, выдуваемыми с помощью веревки в развлекательных парках, этому содействует динамика округлых форм его полигональной конструкции. Внутри павильона зритель погружается в светоносное сомнамбулическое пространство, наполненное движением теней, отражений и полутонов. Но все же, «мыльный пузырь» в глазурной оболочке постепенно растворяется, обнажая скелет постройки – сбивчивую паутину, опутавшую арочный каркас. Или же это праздничные ленты?..

Стоит единожды взглянуть на это сооружение, чтобы почувствовать прилив радостного волнения, легкой эйфории. Притягательный вид павильона, его развлекательность очаровывает всех и каждого. Возникает необходимость оказаться частью этого фантасмагоричного кокона, внимательно его рассмотреть, потрогать, в чем как раз и заключалась концепция создателей объекта.

 Немаловажная задача, помимо прочего, состояла также и в том, чтобы «вписать» конструкцию в ландшафт парка. Необходимо было встроить павильон в окружающую природную среду: преобразовать ее, подчеркнуть, установить с ней диалог.

Подобная цель стоит перед каждым архитектором, участвующим в разработке временного павильона для галереи Серпентайн. В 2013-м году Со Фудзимото создал растворяющуюся в воздухе белую «сеть», сквозь объем которой просвечивал весь окружающий зеленый ландшафт.

На контрасте с по-японски деликатным, тщательно взвешенным, чутким природно-архитектурным симбиозом Смильян Радич в последующем 2014-м году представил павильон в форме огромного булыжника.

Нынешняя конструкция 2015-го года не менее оригинально справилась с этой задачей: рукава павильона повторяют форму парковых дорожек, возводя над ними полупрозрачные коридоры. Благодаря своей обтекаемой форме и полупрозрачной фактуре постройка удачно обыгрывает погодные явления, будь то яркое солнце, разбивающее свои лучи о паутину лент, обвивающих каркас и преломляющее свой свет сквозь разноцветную мембрану; или дождь, оставляющий причудливые узоры на полупрозрачной поверхности.

Смена дня и ночи обыграна большим количеством яркой иллюминации, находящейся внутри сооружения, что с внешней стороны создает эффект приглушенного сияния, равномерно растекающегося по цветным коридорам.

Этот павильон обладает привораживающим свойством. Тщательнейшим образом продуманное количество света, цвета и блеска позволяет постройке уверенно балансировать в глазах посетителей, не вызывая пресыщения или неудовлетворенности. К сожалению, в середине октября павильон будет разобран, а зимой начнется возведение нового строения, которое появится на свет вместе с первыми днями грядущего лета.


Текст: Горожанцева Наталья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта