Живые крыши: от мала до велика
Истории о дизайне. История №2. Воронцовский дворец в Алупке: английский стиль для крымского дворянина
Отправившись за новыми впечатлениями в Крым, мы – авторы проекта «Истории о дизайне», журналист Наталья Ханова и дизайнер Ольга Герасимова, – не могли не побывать в Воронцовском дворце.
С постройки и до наших дней
Дворец раскинулся у подножия горы Ай-Петри. По задумке английского архитектора Эдварда Блора, который, между прочим, никогда не бывал в Крыму, а делал проект дворца по эскизам местности, присланным ему из России, сооружение возведено из местного камня – диабаза.
Камин из диабаза
Блор выбрал диабаз для постройки дворца неслучайно: этим он хотел подчеркнуть единство здания и окружающей природы. Дворец как будто вписан в горный рельеф местности. А вот камень, образованный из вулканической магмы, добавил строителям много трудностей. Диабаз твёрже гранита, а потому трудно подвергается обработке. Одно неверное движение камнетёса – и камень оказывался негодным для строительства. Воронцовский дворец является единственным сооружением в мире, построенным из диабаза.
Строилось здание 20 лет (с 1820 по 1840 гг.) как родовое гнездо для семьи графа Михаила Семёновича Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края. Впрочем, в 1920 году потомкам графа пришлось навсегда покинуть Воронцовский дворец в связи с падением царского режима.
Морёный дуб и краска «под дерево»
Мы с Олей перешагнули порог Воронцовского дворца в северной его части и оказались в длинном и тёмном, словно тоннель, коридоре. Коридор соединяет библиотеку и центральную часть Дворца. И эта комната, и большинство помещений здания отделаны морёным дубом, который специально для прочности несколько лет держали под водой, благодаря чему этот дорогой отделочный материал приобретал твёрдость железа.
Коридор
На стенах – старинные гравюры, изображающие различные стадии возведения дворца, лучших строителей из числа крепостных, и, конечно, портрет архитектора Блора. Одна из стен коридора – это скрытые дверцы шкафов.
Блор Эдвард, архитектор Дворца
Скрытые дверцы шкафов в стенах коридора
Интересно освещение коридора: свет попадает сюда через узкие, высокие окна и поддерживается лампами, встроенными в цоколи бра в виде факелов. Оказывается, эти бра сохранились со времён графа Воронцова. До того как во дворец было проведено электричество в начале XX века, он освещался этими самыми факелами, а также «слуховыми» окнами, расположенными на потолке.
Окна в коридоре
Воронцовский дворец – классический пример английского замка, правда, с добавлением пышных элементов восточных построек в южной части здания. Во время путешествия по дворцу дизайнер Оля Герасимова то и дело указывала мне на чопорность и сдержанность интерьеров, присущих англичанам. Она же и тяжело вздыхала, когда видела, что реставрация дворца проведена некачественно или даже вопреки здравому смыслу.
– Посмотри, – говорила Оля, когда мы покидали длинный коридор. – Видишь, как варварски обошлись с этим морёным дубом? Его попросту покрасили масляной краской, которая полностью перекрывает его природную текстуру и цвет. Это преступление и против исторической ценности интерьера, и против современных музейных технологий.
Мне же особенно запомнилось Олино сравнение ритма помещений дворца с ритмом сердца. Она сказала: «Когда мы заходим в это здание, то и сердце начинается биться упорядоченно. Всё потому, что английские постройки всегда понятны и симметричны, отличаются фундаментальностью. Посмотри, какие тут толстые стены, широкие подоконники, какая симметрия в каждой детали. Мы, конечно, не можем судить, как жилось хозяевам дворца в таком интерьере, но то, что они подчёркивали этим свой статус и основательность, очевидно».
Дамская и мужская половины
Нам удалось побывать только на первом этаже дворца, где расположены парадная зала, зимний сад, столовая, бильярдная, голубая гостиная, кабинеты, ожидальня и вестибюль.
Кабинет хозяина отделан бумажными обоями – точной копией обоев времён графа. Сейчас трудно в это поверить, но тогда бумажные обои являлись предметом роскоши, поскольку каждый рисунок на них выполнялся мастером вручную.
Кабинет М.С.Воронцова
– А вот типичная деталь английского интерьера, – кивнула Оля мне на камин, выполненный, как и большинство каминов дворца, из диабаза. – Интересно, а они рабочие?
Как будто услышав шёпот моей подруги, экскурсовод строго сказала «рабочие» и добавила, что обычно супруги Воронцовы возвращались в своё имение к осени, а потому все помещения отапливались этими самыми каминами.
На стенах кабинета Михаила Семеновича – портреты участников Отечественной войны 1812 года, героем которой являлся сам Воронцов. В эркере поместились крытый зелёным сукном стол и два кресла.
Мебель в кабинете Воронцова
После кабинета Михаила Семеновича мы попали в ожидальню, т.е. маленькую комнатку без окон, зажатую между двумя кабинетами хозяев. Стены ожидальни обшиты ситцем. Здесь неуместно смотрится громоздкий диван. Кажется, что он вот-вот выйдет за пределы комнаты.
Ожидальня с громоздким диваном
Из ожидальни мы шагнули в личный кабинет Елизаветы Ксавельевны. Каждая деталь обстановки этой комнаты шептала, что она когда-то принадлежала изысканной даме. Стены кабинета обшиты китайскими циновками с цветочным орнаментом, а вся мебель украшена узорами в восточном стиле. Самыми ценными достопримечательностями комнаты являются два шкафчика. Один из них – китайский, выполненный по сложнейшей технологии из чёрного дерева. Процесс изготовления шкафчика насчитывал десятилетия. Он был настолько дорог, что его везли в Россию по морю только в штиль. В общем, пока шкафчик оказался в доме Воронцовых, он был уже весьма состаренный и насчитывал лет 30–40. Второй шкафчик семье презентовала сама императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая I. Именно поэтому шкафчик считался одной из самых ценных семейных реликвий.
Кабинет Е.К.Воронцовой
Шкафчик из чёрного дерева в кабинете Е.К.Воронцовой
Потолок в кабинете Е.К.Воронцовой
Следующим пунктом путешествия по дворцу стал домашний театр Воронцовых, который получил ласковое название – голубая гостиная. Это самое светлое и нарядное помещение дворца, по светло-голубым стенам которого вьётся тонкий лепной орнамент, в котором каждый цветок неповторим.
Голубая гостиная – домашний театр Воронцовых
Лепной орнамент стен голубой гостиной, Роман Фортунов, крепостной лепщик
Комната разделена на две половины. В одной – сцена, в другой – места для зрителей. Между этими половинами – выезжающий деревянный занавес. Кстати, голубая гостиная – единственная комната во дворце с массивными деревянными полами, оставшимися со времён его постройки. В остальных помещениях пол «неродной», заменённый на художественный паркет. «Это тот случай, когда безвкусная роскошь проигрывает природной красоте материалов», – шепнула мой эксперт Оля.
Голубая гостиная
Выезжающий деревянный занавес
Родной массивный деревянный пол сохранился только в междверных проёмах и Голубой гостиной
Неродной пол во дворце, художественный паркет
Зимний сад и бильярдная-колодец
Если бы я оказалась во дворце одна, то услышала бы о нём только заученный рассказ экскурсовода. А вместе с Олей я будто приняла участие в своеобразном дизайнерском расследовании.
Вот мы заходим в зимний сад, и экскурсовод начинает вещать о том, что зимний сад – типичная часть дворца в английском стиле. Всё это время Оля с подозрительностью осматривала помещение. Её взгляд сквозил по стенам, потолку из стекла и был словно направлен мимо скульптур, бюстов и двухсотлетнего фикуса.
Зимний сад
– Оля, разве тебе не интересно слушать про зимний сад?
– Ты знаешь, я уверена, что это помещение не было предусмотрено под сад – слишком оно нетипично для этого назначения.
Тогда я подумала, что Оля – сумасшедшая с дурацкими дизайнерскими фантазиями. Пожала плечами и пошла послушно вслед за экскурсоводом. Мы оказались в парадной столовой, плавно переходящей в бильярдную.
Девушка принялась снова твердить свой заученный текст. И снова моя спутница ходила по периметру помещения и что-то высматривала.
– Посмотри, как искажено пространство, – сказала Оля. – Это помещение – колодец. Хоть здесь высота потолков и 8 м, комната кажется маленькой и совсем непригодной для бильярда. Слишком мало места.
Бильярдная-колодец с галереей портретов
С интересом слушая размышления Оли, экскурсовод сказала: «Вы правы, это помещение не предназначалось первоначально для этих целей. Бильярдную должны были сделать из того помещения, где сейчас находится зимний сад. Но позднее решено было сделать в бильярдной зимний сад, а бильярдную устроить в парадной столовой. Отсюда и ощущение, что бильярдная маловата по своим размерам».
Развлекайтесь, господа
– Мы находимся с вами в самой большой комнате дворца – парадной столовой, – продолжала экскурсовод. – Площадь этого помещения составляет 160 кв. м. Стены отделаны деревянными панелями с встроенными панно. В парадной зале установлены два камина и фонтан, все три выполнены из диабаза, а фонтан в центре зала отделан итальянской майоликовой плиткой. В жаркое время года фонтан освежал залу прохладной водой, поступавшей в дворцовые резервуары из подземных источников. В центре залы установлен огромный стол из цельного куска красного дерева. Ножки стола и стульев выполнены в виде львиных лап – ещё одна английская мебельная традиция, подчеркивающая могущество владельцев замков.
Парадная зала
Французский сервант – подарок М.С.Воронцова сыну на свадьбу
Камин в парадной зале. Над ними – панно Робера Гюбера
Олю стол очень заинтересовал. Для его рассматривания она приняла странную позу: стала почти параллельно горизонтальной плоскости столешницы.
Стол в парадной из цельного спила красного дерева
– Оля, что ты на этот раз заметила, – нервно теребила я подругу, взглядом извиняясь за неё перед остальными посетителями и экскурсоводом.
– Ты только посмотри, как искусно обработана столешница. На ней идеально сохранён природный рисунок спила дерева, видны даже ходы, которые проделывали жучки, когда дерево ещё было живым. Я всё время пытаюсь найти стыки, соединяющие разные куски красного дерева в одну столешницу, но таковых нет. Неужели можно было найти такой гигантский спил этого дерева?
Слушая Олины слова, многие посетители приняли схожую с ней позу, стали искать стыки и удивлённо перешептываться. Правда, Оля этого не заметила, она переключилась на двери.
– О-о-о… Какие прекрасные филёнки, они сделаны выпуклыми, что сейчас очень актуально. Удивительно, как интерьерная мода движется по спирали. Модно было 180 лет назад, и сейчас снова на пике популярности. Ну посмотри же на филёнки. Разве они не вызывают у тебя восторг?
Двери с выпуклыми филёнками
Я пыталась изобразить восторг, но не смогла, а только строчила за Олей её замечания и мысленно готовилась к посещению другого дворца – Ливадийского. Но это уже совсем другая история, которую мы расскажем читателям BERLOGOS на следующей неделе.
Фото: Ольга Герасимова
Комментарии