Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
4 февраля 2016 г.

Искаженное пространство: оптические иллюзии в экстерьере

Практически любое живое существо при строительстве своего убежища использует оптические иллюзии, чтобы спрятать жилище от хищника. Люди же, как правило, используют оптические иллюзии для того, чтобы сделать дом более презентабельным: увеличить потолки, поделить комнату на зоны. Впервые мы фиксируем подобное применение оптических иллюзий уже в древнегреческой архитектуре, с их помощью храмам предавали большую монументальность.

Но интересен и другой способ использования оптических иллюзий: для создания искаженного пространства, когда предмет интерьера или здание неожиданно будто нарушают законы физики. Необыкновенную популярность приобретает такое использование иллюзий в интерьере эпохи барокко: они должны были спровоцировать задуматься о загадочности жизни и ее скрытых смыслах. Ярким примером оптической иллюзии в барочном интерьере являются натюрморты-обманки, которые вешали так, чтобы обескуражить невнимательного гостя, когда он потянется за нарисованным предметом.

Натюрморт с книжными полками. Креспи Джузеппе Мария

Сейчас оптические иллюзии часто используются в экстерьере: это эффективный способ создать оригинальный и привлекающий внимание дизайн здания.

Рисунок является одним из наиболее простых способов создать масштабную оптическую иллюзию. Сейчас профессионально выполненная 3D графика широко используется и в рекламных компаниях, и просто для оформления улиц.

Арт-объект «Смотри под ноги», Эрик Йоханссон. Швеция

Гораздо более труднореализуемы проекты, создающие оптическую иллюзию средствами архитектуры. Зачастую подобные здания вдохновлены именно рисунком. Многие современные архитекторы воспринимают работы Маурица Эшера, графика ХХ века, как вызов.

Мауриц Эшер. Литография «Относительность»

Дом в Австрии спроектирован Рейнхолдом Вечбауэром и Альбертом Джозефом Ортисом.

Отель «Два сезона», Архитектурное объединение JDS. Норвегия

Здание, которое создает оптическую иллюзию, дезориентирует человека, перемещая его в иное пространство. Чаще всего можно встретить плоские на вид сооружения, или дома, которые кажутся разноуровневыми.

Оптическая иллюзия – сильное средство воздействия, поэтому если архитектурное решение эффектно и просто в исполнении, оно рискует превратиться в аттракцион (как это часто происходит с перевернутыми домами).

Перевернутая пирамида в Ханое, GMP ARCHITEKTEN.

Дом таможенной службы в Мельбурне

Здание Американской мед. ассоциации в Чикаго, Кэнзо Танге

Дополнительное измерение в оптическую иллюзию вводит электроника. Galleria Centercity в Южной Корее, спроектированная Беном ван Беркелем, является зданием с самым большим в мире медиафасадом, благодаря которому невозможно понять, сколько в постройке этажей. В светлое время суток фасад выглядит как абсолютно гладкая зеркальная поверхность, а вечером, с помощью сложной системы подсветки, на здании образуются объемные муаровые узоры.

Gallery Centercity, Корея

Напоследок стоит сказать об одном из самых впечатляющих применений оптической иллюзии в архитектуре, которое пока не реализовано на практике. Фотограф из Барселоны Эрик Энрих, долгое время проведший за изучением архитектуры, с помощью обработки фотографий в графических редакторах, создает парадоксальные архитектурные ансамбли. Как правило, его работы содержат в себе высказывание относительно острых социальных проблем: невероятные, разрывающие привычный городской пейзаж, но реалистичные здания, вскрывают деформации общества, заставляя задуматься, не подобной ли архитектуре принадлежит будущее.

«Депортация». Тель-Авив

«Медуза». Тель-Авив


Текст: Бурдина Анастасия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта