Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
4 июля 2017 г.

Хижина великого человека

Лазоревые воды Средиземного моря омывают пологий берег, усеянный светлыми домиками, которые хорошо видны среди зелени деревьев. Лазурный Берег Франции не всегда был местом отдыха для самых богатых. Здесь, в курортном городе Рокбрюн-Кап-Мартен, между Ментоной и Монако, 30 декабря 1951 года Шарль Ле Корбюзье сидел в маленьком кафе «Морская звезда», принадлежащем его приятелю Тому Ребютато, и рисовал на уголке стола план домика, который подарил на день рождения своей жене Ивонне.

Блокнот Корбюзье с эскизами Кабанона и комментариями по  проекту

В следующем году великий архитектор собственными руками воплотил в жизнь набросок, сделанный за три четверти часа. Кабанон, – что с французского переводится, как хижина, – расположился на площади в 15 кв. м., принадлежащей семье Ребютато. Постройка прислонилась к ресторанчику и соединилась с ней дверью, через которую архитектор ходил в «Морскую звезду», как к себе на кухню, пообедать дорадой и выпить кувшин вина.

Дача Ле Корбюзье не вписывалась в строительные нормативы Франции и не могла считаться жильём. Но это не мешало великому модернисту называть её замком. «У меня есть замок на Лазурном Берегу, – говорил он, – размером 3,66 на 3,66 метра». Он стоял на скале, а несколькими метрами ниже плескалось море. В этом домике были разработаны и применены аэраторы – устройства регулирования солнечного света, обеспечивающие чистый, свежий воздух, автоматический естественный воздухообмен и полную защиту от мошкары. Чтобы отовсюду в доме видеть залив и максимально использовать южное солнце, архитектор скомбинировал в оконных рамах прозрачное стекло, расписные ставни и зеркала, наполнявшие комнату удвоенным и утроенным дневным светом.

Уже став к этому времени знаменитым архитектором, Ле Корбюзье для своей хижины выбрал вызывающе скромный интерьер и планировку. Как в корабельной каюте далеко не первого класса, на 15 квадратных метрах разместилось всё: узкая кровать, шкаф, рабочий стол из квадратных брусков орехового дерева, раковина-умывальник из нержавейки и унитаз за занавесочкой. Ванну творец поставил снаружи, под тенью росшего во дворе рожкового дерева.

Здание построено из бруса и обшито вагонкой. Интерьер Кабанона почти полностью выполнен из фанеры, которая местами оставлена как есть, местами покрыта краской или расписана живописью самого Ле Корбюзье с типичными для него эротическими мотивами и морской тематикой. «Архитектура создается мозгом, но делается рукой», – написал он на одной и стен и поставил свою подпись – отпечаток ладони.

В нескольких метрах от домика, на другой скале, Ле Корбюзье построил ещё одно помещение площадью 2 на 4 м, больше напоминающее барак. Здесь было место для работы. Лишь одно окошко открывало вид на море, обещая награду трудового дня. Отдыхал же архитектор в самом Кабаноне, называя его «комнатой для виледжиатуры» (villegiature – итал. курорт; т.е. отдых за городом в течение лета. – Прим. ред.).

Ле Корбюзье с Ивонной приезжали сюда вдвоём на летние месяцы. С поезда архитектор сходил в шляпе, костюме и очках Гарольда Ллойда, шёл по горной дорожке над морем. В таком деловом виде он заходил в «Звезду», здоровался с Ребютатами, выпивал с ними ритуальный, пахнущий прованским солнцем пастис (анисовая настойка, распространённая повсеместно во Франции и употребляемая как аперитив. – Прим. ред.) и удалялся в Кабанон. Оттуда он выходил в купальных трусах и ковбойке на голое тело и шёл к морю.

«Я так счастлив в своём Кабаноне, что хотел бы окончить свои дни именно здесь», – однажды признался Ле Корбюзье модному фотографу Брассаи. Так и случилось. 78-летний архитектор утонул 27 августа 1965 года: во время очередного заплыва у него остановилось сердце.

С тех пор не существует архитекторов, которые бы не слышали о незаметном и одновременно знаменитом Кабаноне. Он стал мировым памятником архитектуры, свидетельством приложения корбюзианской модульной системы, знаменитого модулора, созданного на основе золотого сечения и роста среднего человека с поднятой правой рукой – 2,26 метра (именно такой высоты потолки в хижине).

В 2006 году для триеннале в Милане компания «Cassina», выпускающая мебель по дизайну Корбюзье, реконструировала Кабанон. Сегодня постройка принадлежат Фонду Ле Корбюзье и является музеем.

Читайте также:

Коктейль Шиндлера


Текст: Фокина Ирина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта