Живые крыши: от мала до велика
Херман дель Соль. Обратно к чилийской природе
Иногда мы рассматриваем архитектуру Латинской Америки как незатейливую и практически деревенскую. Но всё ли так просто в лаконичных формах деревянных строений? Почему обыденные, на первый взгляд, вещи забирают призовые места архитектурных биеннале?
Несмотря на достаточное количество больших городов с высокими небоскрёбами, Южная Америка – это всё же природа и малоэтажные постройки. И многие архитекторы буквально исповедуют гармоничное отношение к окружающей среде, черпая идеи из неё и вписывая свои проекты в ландшафт. Например, чилиец Гильермо Эвиа и его фабрика стекла, повторяющая форму холмов, среди которых расположена.
Сегодня же мы поговорим ещё об одном архитекторе из Чили, для которого важна связь с природой.
Херман дель Соль родился в 1949 г. Учился в Испании и первое время работал в Барселоне. В 1980 г. возвращается в Сантьяго, но уже через 4 года едет набираться опыта в США. В 1986 г. возвращается в Чили и открывает своё архитектурное бюро.
В 1988 г. Херман начинает проект Explora, посвящённый путешествиям в отдалённые уголки Латинской Америки, но не с научной целью, а с целью познания себя, сохранения живой природы и местных субкультур. Архитектор исследовал 5 направлений: покупалась земля, строились отели, создавался ландшафтный дизайн, разрабатывался дизайн интерьера и адреса прогулок вокруг отеля.
В результате этого проекта, длившегося более 10 лет, на свет появилась сеть отелей Explora, своеобразная попытка связать город и природу.
1. HOTEL EXPLORA PATAGONIA
Hotel Explora Patagonia (1995) расположен в Национальном парке Torresdel Paine. Это место девственной красоты. Идея архитектуры отеля – футляр, позволяющий свободно и комфортно жить в брутальной природной среде, где ранее не было никаких построек.
Здание возведено в традициях Патагонии: небольшие размеры деревянных помещений позволяют сохранить тепло. Внешне отель напоминает сарай для стрижки овец.
Горожанам трудно понять такую архитектуру с первого взгляда, однако внутри есть все необходимое для комфортного отдыха.
2. HOTEL EXPLORA ATACAMA
Hotel Explora Atacama (1998)– это приглашение выйти за пределы оазиса Сан-Педро и кинуть взор на чарующую красоту пустыни Атаками.Отель поднят над естественным уровнем земли на 1 метр, что даёт прекрасный обзор на окружающие здание пастбища.
В поисках полумрака и защиты от прямого солнечного света на некоторых частях крыши установлены деревянные решётки, отбрасывающие днём полутень.
3. HOTEL REMOTA PATAGONIA
Hotel Remota в Патагонии (2006) – это одновременно и дом, и своеобразная городская площадь. Симбиоз, позволяющий путнику сделатьпривал, подумать о жизни, и с другой стороны, увидеть перспективу и, подобноребёнку, начать открывать новые горизонты.
Ночью отель похож на светящуюся банку. Поперечные вертикальные разрезы стен дают контраст и позволяют заметить строение издалека. Внутри – сочетание простоты и комфорта, не дающие городскому жителю страдать от отсутствия привычных ему удобств.
В 2002 г. проект занял 1 место на 3-м Архитектурном Биеннале Чили.
В своих публикациях мастер постоянно говорит о связи природы и города, о возвращении к истокам и возможности черпать вдохновение в окружающем мире. А ещё о возвращении к простоте, о том, что, если дальнобойщик скажет «это красиво», значит это действительно красиво во всей натуральной простоте.
И это не высокопарные слова. Во время строительства Херман часто советовался с плотниками и каменщиками, и даже, более того, оставлял за ними принятие каких-то решений, поскольку для него возведение объекта – это не абстрактная идея на чертеже, а реальное действо, где лучше разбирается именно каменщик, которому «нужно доверять».
После завершения работы над проектом «Explore»Хермандель Соль занялся оформлением купален и водных зон нетронутых уголков Чили.
Сауны и Пруды в Атакаме (2000)
Сауны созданы из камня, как и традиционные постройки жителей этой местности. Чтобы выжить в суровой девственной природе, приходилось строить из крепкого и подручного материала.
Сауны одновременно и бани, и знаки, указывающие на водоёмы, где можно напоить свое стадо. Вода в прудах спокойная и отражает синее небо, сливаясь с ним в единое целое.
Las Termas de Puritama (2000)
В 60 км от Сан-Педро де Атакама течёт термальная река Пуритама. Её извилистое русло создаёт множество естественных зон для купания с незапамятных времён.
Деревянный пирс позволяет не топтать траву и кустарники, растущие на берегу. Железобетонные постройки, в которых спрятаны все сервисы, окрашены белый цвет.
Las Termas Geometricas 2009, 1 место на Архитектурном Биеннале Чили.
Эти термальные бани расположились на горячих источниках в Национальном парке Вулкан Вильяррика. Это более 60 источников, которые поставляют воду температурой более 80 градусов со скоростью 20 литров в секунду.
Термы – весьма посещаемое место. Вокруг много отелей коттеджей и просто домиков, где можно остановиться. Купание на свежем воздухе среди лесной прохлады при дожде, снеге или в наступающих сумерках довольно популярно.
Для комфортного омовения на расстоянии 450 метров растянулись 20 «подзон». Добраться до них в поисках уединения можно по непрерывному деревянному пандусу без ступеней. Легко выбрать любой понравившийся уголок без риска споткнуться ночью или поскользнуться зимой. Мостки находятся над термальным шлюзом и также отапливаются естественным образом.
Рядом расположились террасы для отдыха, ванны и кабинки для переодевания с видом на лесной массив. Это место, чтобы посидеть в тишине или у большого костра. Архитектура подчёркивает естественные формы природы.
Знаковые работы Хермана связаны именно с природой и демонстрируют уникальную связь с окружающим их ландшафтом.
В 2006 г. архитектор получил высшую чилийскую награду среди профессионалов: Национальную премию от Коллегии Архитекторов Чили.
Несмотря на внушительный возраст мастер ведёт активную жизнь не только в работе. Он также ведёт свой блог и часто публикуется в архитектурных изданиях.
«Для меня быть современным или наследником современного миразаключается не столько в поиске постоянных инноваций,скольков возвращении к началу и попытке сделать вещи заново,но только немного лучше».
«Эти курорты удивительны в своей простоте и величии», – говорит мастер. «И я понимаю, что у нас всё хорошо, потому что красота является общим для всех, хотя сегодня никто не осмеливается говорить об этом...».
Можно почитать:
Гильермо Эвиа. Эстетика промышленной архитектуры
Росана Монтьель – мастер социальных пространств
Рафаэль Велес Калисто, патриарх эквадорского монументализма
Комментарии