Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
3 марта 2016 г.

Harquitectes: простые смыслы испанской архитектуры

Сегодня в мировой архитектуре есть несомненные лидеры, и речь даже не о конкретных персонах, а о представителях каких-то новых национальных традиций в архитектуре. Такими лидерами, несомненно, можно считать две диаметрально противоположных страны: Голландию, нежно обращающуюся со своим наследием даже при возведении принципиально нового здания, и Японию, умеющую говорить чистым и звучным голосом в условиях постоянной сейсмоактивности и временности архитектуры. Но есть еще одна страна, у которой совершенно особый подход к архитектуре – это Испания. Испанские архитекторы славятся своей технической подкованностью (вспомним хотя бы инженерно-архитектурный талант Калатравы) и способностью к особой чуткости по отношению к материалу. 

Harquitectes – одно из испанских архитектурных бюро, зазвучавших в последние годы на мировой сцене. В 2016 году они уже успели получить 2й приз HÄUSER AWARD – немецкой премии, которая ежегодно дается индивидуальным жилым домам Европы за высокое архитектурное качество.

Бюро, созданное в 2000 году, основали четыре партнера – Давид Ибанез, Жозеф Улдемолинз,  Хави Маджо и Роже Гали. Ценности этого квартета четко выражаются почти в каждом их здании: внимание к контексту и формирование стратегии, которая отражается в материале и каждом элементе конструкции. 

Разговор о контексте – отнюдь не новый мотив, и все же в каждом архитектурном высказывании он разворачивается по-разному. Для Harquitectes контекст – это начало, определяющее морфологию здания, саму его структуру, которая соединяла бы все несколько смыслов, но не была при этом сложной.

Разрабатывая пространственные структуры своих домов, Harquitectes опираются на стоечно-балочную структуру, которой, однако, не позволено диктовать пространственную иерархию: в основе проектирования лежат потребности обитателей конкретного здания, которым подчиняется вся его организация.

Такая испанская архитектура аутентична, и дело не только в частом использовании кирпича. Говоря о материальности своих зданий, эта команда подчеркивает важность «честности» материала, который отвечает конструктивной логике здания и затем не декорируется, а остается открытым, показывается наглядно – и речь идет не только о его внешнем облике, но и о работе конструкции как о процессе, неотделимом от жизни здания. 

Проекты этого бюро очень деликатно взаимодействуют с окружающей их застройкой – например, жилой дом Casa 1014, отмеченный немецкой премией, находится в историческом центре города Гранольерс: длинный участок расположен в плотной городской ткани и ограничен стенами соседних зданий. В этой ситуации архитекторы разместили не только жилой дом для небольшой семьи, но и гостевой дом, не предназначенный для повседневного использования, а между двумя зданиями оказалось традиционное испанское патио и небольшой сад – и все это в центре европейского городка с его компактностью! 

Однако Harquitectes не всегда работают именно внутри городской ткани – проект Casa 1101, частной виллы вблизи Барселоны, предполагал взаимодействие комфортного дома с хорошими интерьерами и раскинувшегося вокруг сада – все это было сразу оговорено заказчиком. В результате дом приобрел интересную композиционную форму: три кирпичных кубика разной высоты отстоят друг от друга и расположены параллельно улице  (ведь пригороды тоже имеют сетку улиц), а окна в них фиксируют наиболее привлекательные видовые точки на сад. Между кубиками расположены небольшие переходные пространства с панорамными окнами, с восточного угла к дому прирос бассейн. 

Кирпич – не единственный материал, с которым работают Harquitectes, а индивидуальное жилье – не единственная типология. Большая веха в их творчестве – студенческое общежитие в муниципалитете Сант-Кугат-дель-Вальс, конкурс на строительство которого бюро выиграло в 2009 году. Согласно условиям, обязательным было использование модульной конструктивной системы EMI – предварительно изготовленных модулей, монтирующихся на месте, и низкое энергопотребление здания.

Апартаменты для студентов расположились вдоль улицы: продолговатый двухэтажный объем имеет компактные жилые ячейки и общий внутренний двор, в котором происходит вся общественная жизнь. 

Еще один значительный проект – научный центр в городе Серданьола, провинция Барселона, посвященный исследованиям в области экологических наук и палеонтологии. Первостепенной задачей этого здания была устойчивость к экологическим вызовам, поэтому сооружение стремится максимально использовать солнечную энергию для обогрева: железобетонный каркас покрыт недорогой обшивкой, которую авторы назвали «биоклиматической». По сути дела, это сверхтехнологичная теплица, которая открывает и закрывает свои механизмы автоматически, регулируя систему солнечного нагрева и вентиляции. 

Корпус шириной 40х40 метров разделен на пять этажей и два подвала и умещает в себе лаборатории, офисы, административную зону и теплицу с настоящими грядками на крыше, которая служит местом отдыха для сотрудников, парковочные места. Здание имеет в центре многосветный атриум, что задает дружелюбную планировку внутренних пространств (ведь люди из разных офисов могут видеть друг друга, но не быть помехой) и наводит на мысли о традиционной структуре южного дома. Несмотря на серьезную техническую оснастку, вблизи здание не выглядит отталкивающе-технологичным: на фасадах и в интерьерах активно используются дерево, фанера и ОСП-панели, что сразу придает объекту иное архитектурное качество, превращая его из нейтрального конторского здания в уютное пространство для работы. 

При разнице материалов, типологий и ситуаций во всех этих зданиях узнается единый подход: нацеленность на энергоэффективность, которая решается иногда сложными технологическими путями, а иногда совершенно традиционными навесами, дающими зданию тень. По этой же причине почти в каждом сооружении возникает испанский внутренний двор в разных вариациях и кажется действительно обоснованным с формальной точки зрения. Опираясь на железобетонные конструкции и кирпич в своих проектах, Harquitectes выдерживают национальный колорит и при этом создают новую архитектуру, удивительно родственную традиционному национальному дому. 


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта