Живые крыши: от мала до велика
Города-призраки и архитектурная биеннале
Новое слово в проблеме преобразования моногородов: США предлагает подумать об инновационных решениях для постиндустриальных городов на примере Детройта.
О павшем жертвой деиндустриализации городе в штате Мичиган слышал каждый. Автопромышленный центр пришел в упадок после энергетических кризисов 70-х годов прошлого века: закрытые заводы, заброшенные районы, разъехавшееся население. Как результат – банкротство, объявленное в 2013 году, крупнейшее в американской истории. Из процветающего «города автомобилей» Детройт превратился в «город призраков»: именно их напоминают ветшающие дома, в которых больше некому жить, и фабрики, которым больше нечего выпускать.
«Как спасти Детройт» – хорошее умственное упражнение для юристов и экономистов. Не обходит стороной эта многоуровневая загадка и городских планировщиков, и дизайнеров городских сред: им спасение видится в превращении индустриального города в «город, удобный для жизни» – по заветам нового урбанизма.
Motor City станет центральной темой американского павильона на Венецианской Биеннале – главной всемирной выставке архитектурных инноваций. 12 команд архитекторов, собранных по всей стране, представят свои работы. Курировать павильон будет Архитектурный и градостроительный колледж им. Альфреда Таубмана Мичиганского университета.
В центре внимания – концептуальные решения для четырех территорий Детройта: пустующих пространств заводов и автомобильных развязок в стиле «городов для автомобилей, а не для людей», а также здания почты и отрезка земли между одной из самых оживленных улиц города и рекой Детройт.
Программная идея павильона – предложить инновационные решения для вышедших из употребления территорий в городах XXI века. Объединяющее название – «Архитектурное воображение». Именно в его власти, согласно идеологам выставки, трансформировать объемы и формы и создать пространство для будущих возможностей. В более широких планах – возродить Детройт как центр «американского воображения, способного не только к промышленному производству, но и к созданию современной архитектуры и современного образа жизни, поражающего воображение зрителей всего мира».
Идейный центр разрабатываемых архитекторами решений – человек, удобство его передвижения по городу, комфорт его существования в городском пространстве, качество его жизни – именно эти факторы, считают кураторы выставки, привлекут в Детройт людей, оздоровят экономику, социальную систему и инфраструктуру.
Тема моногородов актуальна для многих стран. В России моногорода – неизбежный результат разрушения советской экономическо-социальной структуры: в СССР доля городов, существовавших за счет единственного промышленного предприятия, порой доходила до 30%. Наследие советского плана по заселению этих городов, географические особенности и постоянные административные барьеры создают в России проблемы, с которыми редко сталкиваются в других странах: мобильность населения настолько низкая, что даже разрушение инфраструктуры и экономики города все равно не является достаточной причиной для жителей его покинуть. Например, в городе Чусовом в Пермском крае количество населения снижается последние 50 лет. Из-за падения цен на нефть и роста стоимости валют реализация плана по реконструкции города отложена на неопределенный срок
В России подход к возрождению моногородов иной – перспектива взгляда от нужд человека обращается к нуждам предприятия, вокруг которого энное количество лет назад образовалось поселение людей. Вместо поиска концептуальных решений – поиск инвесторов, фондов, денег. Российский Фонд развития моногородов разрабатывает комплексные проекты с руководителями регионов, работа ведется в правительственных комиссиях на федеральном уровне. Даже в относительно стабильном Магнитогорске (где более 70% денежного оборота приходится на градообразующее предприятие) авторы проектов по обновлению моногорода мыслят предприятиями, агломерациями, отраслями, улично-дорожными сетями и районами – на фоне этого подхода Детройт с его поиском точечных, частных решений небольших развязок и отдельных зданий кажется особенно интересным.
Возможно, здесь решающий фактор – опыт. Если для России проблема моногородов – относительно новая, то в США с ней пытаются разобраться уже более века. Условный предок постиндустриального города это «company town», где все основные объекты инфраструктуры, магазины и кафе принадлежат одной компании – и решение чаще всего ложится на плечи местных муниципалитетов, а не федерального правительства. Выведение проблемы на общенациональный, мировой уровень – интересный признак. Многие страны научились рассматривать моногорода как «отложенную проблему», с которой можно будет разобраться в будущем. Кураторы «Американского воображения», похоже, мягко намекают: вот оно, будущее, уже здесь, а решений так и нет. Насколько удачными они получатся у архитекторов и дизайнеров выставки, нам предстоит увидеть в Венеции в 2016 году. В любом случае, должно получиться любопытное высказывание на тему биеннале («Вести с передовой»): свое первое сражение со временем Детройт проиграл, но, вполне возможно, призраки его истории помогут одержать реванш – при должном воображении архитекторов.
Комментарии