Живые крыши: от мала до велика
Французские теплицы
Эстетики бывают разными, и одна из самых редких, которую архитекторы используют сознательно, – это эстетика бедного. Она хорошо знакома русскому глазу, а потому редко приходится ему по душе.
Подражание вернакулярной архитектуре – т.е. архитектуре национальной и одновременно народной, той, которая строится в определённой точке земного шара без участия архитекторов и появляется благодаря использованию подручных средств, очень сложная задача, которая требует большой наблюдательности и тонкости исполнения.
Французское бюро Lacaton & Vassal за пятнадцать лет своего существования доказало, что в результате использования металлического каркаса, поликарбоната и фанеры может появиться архитектурный объект, который следует духу самостройной архитектуры и в то же время имеет несомненные эстетические качества.
Один из самых знаменитых проектов бюро – жилой дом семейства Лятапи (Latapie) во французском городе Флорак (Floirac), построенный в 1993 году. Конструктивный остов здания составляют металлические рамы, которые по-разному обшиты со стороны улицы и внутреннего двора. Выходящая на улицу половина покрыта листами волокнистого цемента и фанеры, а та половина конструкций, которая выходит в сад, обшита листами поликарбоната, в результате чего во дворе возникает нечто вроде большой теплицы, которая служит верандой и зимним садом для обитателей дома и не отапливается в зимнее время. Благодаря такому делению дом имеет градацию от полной непроницаемости и интимности до абсолютной открытости и прозрачности.
Ещё одно знаменитое здание бюро – дом в фермерском местечке Кутра (Coutras), появившийся в 2000 году. Дом состоит из двух вытянутых теплиц, которые соединены по длинной стороне. Площадь каждой из теплиц составляет 150 кв. м. Как и в предыдущем проекте, теплицы сделаны из металлических рам, обшитых поликарбонатом. Внутри одна из теплиц имеет непрозрачные стены из фанеры, оснащённые раздвижными дверями: благодаря раздвижным конструкциям эта часть может открываться на 50 % или быть полностью закрытой. Именно в ней расположены основные помещения дома. Микроклимат внутри теплиц регулируется с помощью специального оборудования: вентиляционные панели на крыше меняют положение в зависимости от температуры в помещении, а также автоматически закрываются при дожде и сильном ветре.
Бюро, основанное Анн Лакатон и Жаном Филиппом Вассалем, специализируется не только на технологичной и недорогой по европейским меркам архитектуре, которая нередко выглядит как замысловатый сарай. Низкозатратный дизайн – лишь один из жанров, в котором работает бюро. Среди проектов Lacaton & Vassal можно встретить и объекты иного рода: например такие, как многоквартирный жилой дом в Мюлуз (Mulhouse), построенный в 2014 году. Дом состоит из 59 апартаментов, сдающихся на условиях социального найма. В этом проекте бюро решало задачу баланса между компактным расселением и достаточной площадью в каждой квартире, а также работало с публичными пространствами для будущих жильцов. Дом собран из предварительно изготовленных металлических и железобетонных конструктивных элементов. Всего архитекторами было разработано пять типов квартир, среди которых есть одно- и двухэтажные помещения.
Значимым и заметным объектом бюро считается здание музея в порту Дюнкерк на севере Франции. Рядом с существующим зданием-эллингом по проекту бюро в 2013 году было построено ещё одно сооружение, соединённое с первым вплотную. Новый объект повторяет форму и габариты существующего склада, но отличается от него материалами. Остроумное дублирование подчёркивает значимость старой постройки. Оба здания служат музеем современного искусства, в котором национальный фонд Frac экспонирует объекты современного искусства, принадлежащие региону Па-де-Кале.
Принцип сочетания прозрачной поликарбонатной оболочки и глухих объёмов за ней используется бюро и в этом проекте и позволяет решить вопрос с хранением музейных экспонатов. Благодаря прозрачному фасаду большая часть здания служит ещё и смотровой площадкой, с которой открывается вид на порт.
Проект также предусматривает пешеходный мост, подходящий вплотную к фасаду: он поднят над землей и как бы превращается в отдельную улицу, ведущую к новой части. Кстати, это не единственный вход: с противоположной стороны в музей можно попасть через здание склада.
Эстетику Lacaton & Vassal сложно охарактеризовать только как эстетику бедного: скорее, это эстетика незамысловатого. Теплицы, которые превращаются в жилые дома, и музеи со стенами-окнами далеки от глянцевых картинок и люкса. Французские архитекторы из Бордо лишь задают своими проектами оболочку для человеческого существования – с наполнением же обитатели могут обращаться очень вольно.
Читайте также интервью с архитекторами, вдохновлёнными эстетикой Lacaton & Vassal
Комментарии