Живые крыши: от мала до велика
«Если есть 360 градусов, зачем придерживаться только одного?»
31 марта не стало Захи Хадид. Несмотря на наличие Притцкеровской премии, её проекты, напоминающие космические корабли, бесконечно критикуются и вызывают у многих только одну мысль: «Как здесь можно жить/работать/учиться?». Но вместе с тем, она автор ряда музейных проектов, очень тонко схватывающих и точно передающих сущность музея и прекрасно вписанных в окружающий ландшафт, какой бы он ни был – природный, городской или индустриальный. Многие критикуют её за однотипность, однако за характерными для её почерка округлыми формами каждый раз скрывается разное содержание.
На счету студии около 40 проектов музеев и культурных центров, как реализованных, так оставшихся на бумаге. Мы выбрали семь самых показательных построек, демонстрирующих мастерство архитектора.
Горный Музей Месснера (2015 год). Музей Райнхольда Месснера – это просветительский проект, который рассказывает об истории альпинизма. Он расположен на одной из горнолыжных вершин Доломитовых Альп и очень умело вписан в склон горы. Здание практически не выбивается из природного ландшафта, напоминая формой выход горной породы. Ещё больше это сходство усиливает использование для наружной отделки панелей светлых тонов, напоминающих известняк. Экспозиционное пространство также отсылает к гротам и пещерам. Входная группа оформлена стеклянным навесом, напоминающим осколок льда.
Музей искусств Элая и Эдит Броуд (2012 год). Музей расположен в кампусе Мичиганского университета, и его динамичный образ – отголоски окружающей его среды – крупной транспортной магистрали и неоготичной кирпичной застройки кампуса. Остроконечные формы здания подчёркиваются облицовкой листами нержавеющей стали, которая собрана в многочисленные складки, создающие необычную ребристую поверхность. Композиция постройки образует двор, который становится переходным пространством между ландшафтом и экспозиционными залами. Застеклённые проёмы и металлические панели создают игру света и тени внутри музея, а трапециевидная форма выставочных залов – неожиданные пространственные эффекты.
MAXXI – Национальный музей искусств XXI века (2009 год). Одна из самых известных построек Хадид. Мастерски вписанное в консервативную архитектуру Рима музейное здание само воспринимается как объект современного искусства. При этом оно пронизано римской архитектурной традицией. Сложносочинённые формы фасадов продиктованы основой здания – комплексом казарм Монтелло. Их классический фасад Хадид превратила во входную зону музея. Изначально здание задумывалось не как функциональный контейнер, а как кампус культуры, что позволило вплести его в городскую ткань и объединить музей, городскую среду и располагающиеся рядом улицы.
Музей Риверсайд в Глазго (2011 год) посвящён истории транспорта, что стало определяющим для решения его фасадов и всей организационной структуры здания. В экспозиции музея представлены трамваи, локомотивы, велосипеды, старинные механизмы, модели машин и кораблей. И сам музей с высоты птичьего полёта напоминает часть трамвайных путей или схемы движения общественного транспорта. Центральный фасад, обращённый к реке Клайд, представляет собой остеклённую поверхность с металлическими пиками, напоминающими линию пульса. В данном случае – пульса транспортных потоков города. Противоположный фасад, обращённый к городу, практически идентичен. Музей служит своеобразным связующим звеном между двумя главными элементами ландшафта – рекой и городом. Фасады обшиты листами цинка, что дополнительно отсылает и к тематике музея, и к индустриальному прошлому района.
Научный центр «Фэно» (2005 год). Здание располагается в Вольфсбурге (Германия) между вокзалом, главной торговой улицей города и комплексом завода «Фольксваген». И в очередной раз Хадид удачно встраивает здание в разнородный индустриальный ландшафт. Прежде всего, это удалось сделать за счёт площади перед музеем, которая связывает все объекты между собой. А проход между опорами, на которых стоит основной объём музея, превращает входную зону в торговый комплекс. Внутреннее пространство музея архитектор задумывала как «серию взорвавшихся частиц» – разноуровневые полы, сближающиеся и расходящиеся стены, перекрытия, которые то опускаются, то поднимаются, образуя просторные залы, создают у посетителя ощущение неожиданности, поиска, открытия, которые сопровождают научные исследования.
Музей искусств Ордрупгаард. Новое крыло (2005 год). В музее, расположенном в Копенгагене, собрана коллекция датской и французской живописи XIX–XX веков. Новое крыло пристроено к особняку начала XIX века, принадлежавшему коллекционеру Вильгельму Хансену. Оно представляет собой обтекаемый объём из чёрного бетона в сочетании с матовым стеклом. При проектировании Хадид вдохновлялась одной из ключевых тем датской живописи – световыми эффектами в пейзаже и интерьере. Сплошное застекление фасада – способ объединить постройку с окружающим парком.
Центр современного искусства Розенталя (2003 год). Центр в Цинциннати – первая музейная постройка Хадид, но уже в ней прослеживаются все черты, которые впоследствии станут определяющими для её музеев – динамичные, контрастные объёмы и тонкое переплетение городской среды и внутреннего пространства здания. Эффект слияния с окружающей застройкой обеспечивает бетонный пол холла, имитирующий тротуар, он как будто становится продолжением улицы, объединяя интерьер и внешнее пространство. Сам фасад напоминает ковёр, сотканный из бетонных плит, стеклянных и металлических вставок. Основной объём здания нависает над воздушным, прозрачным холлом. Сочетание неоднородных и гладких поверхностей придает сооружению скульптурность и монументальность.
Читайте также:
Правила жизни Захи Хадид: личные и архитектурные
Комментарии