Живые крыши: от мала до велика
Эпоха тотального дизайна

Господство дизайна в нашей жизни становится все более очевидным. Но почему и как именно дизайн влияет на медиакультуру?
Мы живем в эпоху информационного бума, тотальной визуализации, маркетинга. Взаимное удовлетворение с извлечением выгоды – вот она, та самая пресловутая «Теория Всего». Прибавьте к этому тот факт, что одной из важнейших частей экономики стала медиаиндустрия. В итоге получаем два по цене одного: культуру и маркетинг как неразлучные понятия. Но каков результат этого влияния, точнее сказать, слияния? Какие области искусства стали доминировать в современной культуре?
Чтобы ответить на вопрос, достаточно оглянуться вокруг себя: нас окружает тотальный, всепоглощающий культ дизайна. Мы живем в мире, где, из-за усиления конкуренции на переполненном рынке, обложка по значимости становится равной содержимому, порой превосходя его. В итоге художественное конструирование, a.k.a. дизайн, обретает невероятную ценность. Дизайн превращается из инструмента в самостоятельную индустрию. Этот феномен настолько гибок и емок, что включает в себя абсолютно все, от произведений искусства до образа жизни. Это образ мысли.
Элитарная прослойка общества какое-то время испытывала презрение к массовой культуре, пока в конце XX века не свершился «тектонический сдвиг», благодаря которому представители элиты стали лучше разбираться в массовой и коммерческой культуре. Произошла эта перестановка акцентов благодаря развитию и экспансии дизайна, сделавшего из массовой культуры источник статуса, доступный для всех классов. Дизайн стал лицом и сердцем коммерческой культуры, и в этой своей роли получил беспредельную власть над нашей эпохой, которую прозвали «эпохой тотального дизайна».
И, как ни странно, первую скрипку в нашем дизайнерском мире стала играть архитектура – многозадачное, монументальное воплощение дизайнерской задумки, моделирующее внешний вид нашей цивилизации. Это та область, в которой дизайн, как вид искусства, как образ мышления современного человека, греется в лучах славы и овациях, всеобщей любви и признании.
«На сегодняшний день архитектуре отведена центральная роль в культурном дискурсе», – пишет Хэл Фостер в своей книге «Дизайн и преступление». Произведения вроде Музея Гуггенхайма в Бильбао – «здание-аттракцион», как назвал его Григорий Ревзин, – и все ему подобные, вызывают повсеместную эйфорию, как дизайнерская феерия в гигантских масштабах.

Музей Гуггенхайма в Бильбао или концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе – эти знаковые постройки, заимствующие пластическую эстетику скульптуры, становятся своего рода маркетинговым ходом, логотипом. Скульптура стала вдохновлять архитекторов пост-постмодернистской эпохи, живущих в век компьютеров и дигитализации, когда даже поп-артистская эстетика выглядит уже старомодной.

«Скульптурный стиль» Фрэнка Гери очень востребован, и причина здесь, возможно, кроется в том, каким образом эти здания и их пластика, собственно, проектируются. С тех пор как архитекторы получили доступ к программам вроде CATIA, то есть к интерактивному трехмерному компьютерному моделированию, оболочка и общий вид внешнего пространства, оказывающие так называемый вау-эффект на зрителей, схожий с диджитал-спецэффектами голливудских фильмов, стали преобладать во всей архитектурной концепции. Яркий пример тому – «Золотая Рыба» в Барселоне, одно из первых зданий, построенных Фрэнком Гери в начале 90-х годов благодаря подобным технологиям.
«Золотая Рыба» в Барселоне, Испания
«Золотая Рыба» – важный пункт в нашем скромном исследовании, так как эта постройка не имеет никакой практической функции и является объектом дизайна в архитектурном масштабе. В последние годы архитекторы направили свое внимание именно на обустройство общественного пространства. Родились такие дизайнерские объекты, как Метрополь Парасоль в Севилье 2011 года – огромный деревянный настил над площадью в виде зонтиков, поверхность которых напоминает пчелиные соты. Важнейшими участниками архитектурного процесса стали садоводы, светодизайнеры и прочие деятели урбанистического дизайна. Появляются новые концепции дома с собственной инфраструктурой и прихотливым внешним видом, разработанные Фрэнком Гери.

Метрополь Парасоль в Севилье, Испания
«Скульптурный» стиль Фрэнка Гери и ему подобных авторов далеко не единственный образец так называемой «дизайнерской» архитектуры. Давайте посмотрим на вопрос с другой, более очевидной стороны. Где еще можно встретить здания-аттракционы, как не в городе развлечений Лас-Вегасе?
Центр здоровья мозга Лу Руво в Лас-Вегасе, США

Отель-казино MGM Grand в Лас-Вегасе, США
Здесь в глаза бросается абсолютная победа коммерческой архитектуры над архитектурой формы и идеи. Полная свобода самовыражения с целью продать побольше – эта изумляющая своей прямолинейностью и простодушием концепция беспощадно вводит зрителей в культурный шок. Смешение стилей, вульгарность рекламы и вывесок, иллюминация, весь этот шик и блеск архитектуры прямо противоположен прозрачности и функциональности модернисткой структуры. Недаром книгу «Уроки Лас-Вегаса», исследующую вопрос архитектурного феномена этого города, назвали манифестом постмодернизма.
Именно благодаря тотальному дизайну мы живем в век изобилия и эстетики. Сегодня существуют многочисленные объединения архитекторов, например, такие как японская студия SANAA Architects, создающие свой имидж благодаря узнаваемым архитектурным объектам и собственному стилю.

Здание магазина Christian Dior в Токио, Япония. Проект студии SANAA Architects


В итоге мы приходим к пониманию того, что дизайн как феномен и как образ мышления доминирует в современном обществе информационного и коммерческого культа. Архитектура все активнее синтезируется с дизайном и превращается в дизайнерский объект. Можно конечно спорить о том, хорошо это или плохо, и куда мы движемся: вниз, вверх, вбок или по прямой. А стакан, как обычно, то ли наполовину пустой, то ли наполовину полный… Но неизменным остается то, что именно дизайн и архитектура, эти динамичные, прикладные и рациональные воплощения искусства, взаимодействуя друг с другом, ведут за собой современную культуру и являются стержнем медиаиндустрии.
Комментарии